Арье Форта. Брак

«Все благословения, которые получает человек, приходят к нему только благодаря его жене». (Талмуд)

Арье Форта. Брак

Бракосочетание

«Все благословения, которые получает человек, приходят к нему только благодаря его жене». (Талмуд)

На иврите брак называется кидушин (освящение) или нисуин (возвышение).

Еврейская традиция видит смысл брака не только в рождении детей. Считается, что пока человек не вступил в брак, не стал частью супружеской пары, его личность не может развиться полностью. «Неженатый мужчина не может достичь совершенства», — утверждает Талмуд. «Незамужняя женщина — это незаконченный сосуд», — добавляет Зоар.

«Спаривание животных — временный и чисто физический акт. Благодаря освящению супружества, муж и жена становятся ближайшими родственниками». (Маймонид)

Выбор партнера

Выбор партнера важен главным образом из-за будущего детей. Будет ли ребенок евреем, определяется только национальностью его матери: если она еврейка, то и ребенок еврей. Ребенок матери-нееврейки не может быть евреем. Зачастую в браках евреев с неевреями конфликты по поводу того, как следует воспитывать ребенка, приводят к проблемам.

Некоторые браки запрещены еврейским законом. Помимо запретов кровосмешения, существует запрет на брак коэна (священника по рождению) с разведенной женщиной, с женщиной, перешедшей в иудаизм, а также с женщиной, чей отец нееврей.

Сегодня многие евреи выбирают партнера точно так же, как и все люди западного мира. Однако в более традиционных еврейских общинах встрече возможных будущих партнеров предшествует взаимное выяснение характера, особенностей семьи, интересов и жизненных планов. Если очевидно, что люди не подходят друг другу, они не встречается, что позволяет избежать ненужных огорчений и разочарований. Если складывается впечатление, что они могут подойти друг другу, устраивается знакомство. Дальше они сами решают, стоит ли им встречаться вновь. При таком способе выбора партнера браки обычно удачныи разводы случаются редко. 

Подготовка к свадьбе

Свадьбу можно устроить в любой будний день (не в Шабат и не в праздник). Невеста должна назначить дату на такое время, когда, по ее предположению, у нее не будет менструации, поскольку в период менструации супружеские отношения запрещены. За несколько дней до свадьбы невеста идет в микву — бассейн для ритуального погружения. Ее сопровождает мать или близкая подруга. Если же у нее есть менструация, посещение миквы будет отложено. Сексуальные отношения до свадьбы категорически запрещены.

В Шабат, предшествующий свадьбе, жениха вызывают к чтению Торы. В синагоге бросают орехи, изюм или конфеты как символ сладкой жизни. В некоторых сефардских общинах синагогу окуривают благовониями.

Свадьба

Еврейское бракосочетание происходит под хупой — навесом на четырех шестах. Молодожены стоят под ней вдвоем в знак гармонии между ними. Хупа, однако, открыта со всех четырех сторон, символизируя их связь с общиной. Иногда хупа устраивается под открытым небом. Церемония проводится раввином.

День свадьбы — это не только очень радостный день в жизни молодоженов, но и очень ответственный, ведь после него у молодых новый этап жизненного пути. Жених и невеста постятся до окончания церемонии бракосочетания. В их дневную молитву входит покаяние в грехах, произносимое обычно в Йом Кипур.

Церемония бракосочетания

Порядок проведения церемонии бракосочетания такой:

  1. Биркат ирусин (начальное благословение).

Раввин произносит два благословения над бокалом вина. Первое благословение — то, которое всегда произносят, перед тем как пить вино. Второе —хвалу Б-гу, освятившему еврейский народ своими заповедями о супружестве. Затем бокал передается жениху и невесте, и они пьют из него.

       1. Надевание кольца.

Жених надевает кольцо на палец невесте и произносит на иврите: «Этим кольцом ты посвящаешься мне по закону Моше и Израиля».

       2. Чтение ктубы — брачного контракта.

В ктубе провозглашается намерение жениха кормить и одевать жену и заботиться о ней. Обычно ктуба пишется на арамейском языке, родственном ивриту. Иногда читается краткий перевод. В сефардских общинах ктуба читается жениху перед началом бракосочетания.

      3. Биркат нисуин  (заключительное благословение).

Раввин произносит семь благословений, восхваляющих Б-га за сотворение рода человеческого, веселья и радости, за счастье молодоженов. После церемонии жених разбивает ногой бокал, который для безопасности обычно обернут в бумагу. Звук разбивающегося бокала символизирует разрушение Первого Храма. Это напоминание о том, что радость могла бы быть еще большей, если бы евреи могли выполнять заповеди, связанные со служением в Храме.

      4. Ихуд (уединение).

Сразу после церемонии жениха и невесту отводят в отдельную комнату. Здесь они на некоторое время остаются наедине, прежде чем присоединиться к гостям. Они прекращают пост и отдыхают.

      5. Шева брахот (семь благословений)

В традиционных общинах праздничные торжества продолжаются целую неделю. Вечером каждого дня по очереди в разных домах устраиваются праздничные застолья для чествования молодоженов. В конце такого застолья произносятся Шева брахот (семь благословений). Это те же семь благословений, что произносятся под хупой.

      6. Таарат амишпаха

На протяжении большей части семейной жизни супружеские отношения мужа и жены регулируются законами семейной чистоты — таарат амишпаха. Иудаизм категорически запрещает супружеские отношения в период менструации. Каждый месяц с момента начала менструации и до погружения в микву женщина пребывает в статусе нида, отделения от мужа. Она остается нида в течение всего периода менструации плюс следующие семь дней. Этот период не может длиться менее двенадцати дней. В продолжение этого времени всякий физический контакт между супругами запрещен. Физическая часть супружеских отношений возобновляется только после возвращения жены из миквы.

Со стороны может показаться, что такие ограничения вносят большое напряжение в супружеские отношения, однако, это не так. Пары, соблюдающие законы семейной чистоты, воспринимают ежемесячное отделение как повторение периода помолвки, когда их любовь была платонической. Это делает супружество более устойчивым, поскольку позволяет избежать пресыщения. Талмуд утверждает, что они как будто вновь стоят под хупой.

Развод

«Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи». (Талмуд)

Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета — документа о разводе.

Основания для развода

Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо оснований для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но в итоге решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если бы люди знали, как просто оформляется развод по еврейской традиции, многие из тех евреев, которые развелись через гражданский суд, оформили бы и еврейский развод. Не существует также препятствий для разведенных вступить в новый брак, или даже возродить старый. Только коэн (священник по рождению) не может жениться на разведенной женщине.

Гет

Гет — это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод. Хотя гет является собственностью женщины, сегодня он обычно остается в распоряжении бейт дин (раввинатского суда), который выдает женщине соответствующее удостоверение. Оно будет ей необходимо, если она когда‑либо захочет вновь выйти замуж.

Процедура развода

Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бейт дин, и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец пишет гет в присутствии даяним (судей), и муж передает его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон могут назначить представителя. Развод вступает в силу с момента получения гета женой или ее представителем.

Если муж и жена живут в разных городах, муж должен обратиться в ближайший бейт дин. Там в присутствии даяним будет написан гет, который затем передается в бейт дин того города или страны, где живет жена. Она должна будет прийти в бейт дин, чтобы получить гет в присутствии свидетелей.

В большинстве стран гет оформляется после гражданского развода. В Израиле еврейский развод — это и есть гражданский развод. По еврейскому закону гражданский развод не имеет силы. Супруги-евреи, оформившие развод в гражданском суде, но не прошедшие еврейской процедуры развода, с точки зрения еврейского закона остаются супругами. Это означает, что, вступая в новый брак без оформления гета, они совершают прелюбодеяние.

Мамзерут

Новое замужество женщины, не получившей гет от своего бывшего мужа, чревато очень серьезными последствиями. Поскольку развода, по еврейскому закону, не было, второй муж вступает в интимные отношения с женщиной, которая все еще замужем за другим. Ребенок, родившийся в результате такой связи, — мамзер Это слово часто переводят как «незаконнорожденный». Такой перевод ошибочен и вводит в заблуждение, ведь незаконнорожденный означает рожденный вне брака. Еврейская традиция не ставит клейма на ребенке, родившемся у родителей, не вступивших в брак. Мамзер — это ребенок, родившийся у замужней женщины в результате прелюбодеяния. Мамзерут (пребывание в положении мамзера) — это одна из самых трагических ситуаций. Хотя на них нет собственной вины, мамзеры не могут вступить в брак с евреем и стать членом общины.

Агуна

Другая трагическая ситуация — это положение агуны (прикованной жены), т.е. женщины, чей муж пропал, но не имеется доказательств, что он умер. До тех пор, пока не будут найдены такие доказательства, она остается связана с пропавшим мужем и не имеет возможности вступить в новый брак.

Раввины пускались в далекие путешествия, чтобы освободить агунот из этой ситуации. Они даже принимали малейшее достоверное свидетельство, что муж умер. Сразу после катастрофы раввины были особенно склонны освобождать агунот от обязательств по отношению к пропавшим мужьям.

Если муж отказывается дать жене гет, она также становится агуна и не может вступить в новый брак. Если она это сделает, то совершит прелюбодеяние. Бейт дин не может ни принудить мужа дать гет, ни аннулировать брак. Гет дается мужем только по собственной воле. Может сложиться и обратная ситуация. Жена может отказаться принять гет. В этом случае бейт дин также бессилен что-либо сделать. Гет имеет силу только тогда, когда добровольно передан и добровольно получен.

 

По материалам сайтаwww.istok.ru

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.