Бар-мицва

Именем «бар-мицва» («сын мицвы», «сын заповеди»)  называют подростка, достигшего возраста тринадцати лет и одного дня. С этого момента он обязан соблюдать все мицвот и может присоединиться к миньяну как взрослый. Он становится ответственным только за свои поступки и не может быть наказан за грехи отцов.

Бар-мицва

Именем «бар-мицва» («сын мицвы», «сын заповеди»)  называют подростка, достигшего возраста тринадцати лет и одного дня. С этого момента он обязан соблюдать все мицвот и может присоединиться к миньяну как взрослый. Он становится ответственным только за свои поступки и не может быть наказан за грехи отцов.

Термин бар‑мицва в Талмуде используют для обозначения еврея, обязанного соблюдать мицвот. Он отличает его от раба, который не обязан их соблюдать. В XIV веке вместо раввинского термина «взрослый» или «наказуемый» (ответственный за свои деяния и проступки) так стали называть тринадцатилетнего мальчика.

Считается, что обычай празднования бар-мицвы распространился в Восточной Европе только в XIV веке, однако есть мнение, что этот обычай существовал и прежде.

Согласно иудаизму, вступление в возраст наказуемости или соблюдения мицвот, не сопровождается внешним обрядом. Провидение послало человеку его семью и его народ, и с наступлением совершеннолетия все законы и мицвот, определяющие отношения между человеком и его ближними и между человеком и Б‑гом, распространяются на него и без специального обряда. Тем не менее, обычай торжественно отмечать это событие довольно распространен. В первую субботу после исполнения мальчику тринадцати лет и одного дня он восходит к Торе, читает соответствующий раздел Торы и главу из Пророков — Афтара. Если мальчик не умеет читать нараспев пророков, то он может прочесть благословение Торы.

Отец его стоит рядом и провозглашает: «Благословен освободивший меня от наказания за этого» [сына]. Источник этого отцовского благословения — Мидраш, в котором сказано: «и выросли мальчики…». Смысл этого благословения в том, сын, достигнув возраста бар‑мицвы, выходит из сферы ответственности отца, и тот больше не может быть наказан за его грехи.

Празднование бар‑мицвы в последние столетия проходит в торжественной обстановке. Виновник торжества произносит в присутствии приглашенных речь на религиозную тему (драша) или читает выдержки из Торы, а родители и гости дарят ему подарки. Трапеза, которую устраивают в день бар-мицвы, называется «трапезой мицвы». В Мидраше сказано: «И устроил Авраам пир великий в день отлучения Ицхака, — то есть отлучения его от дурных наклонностей, когда ему исполнилось тринадцать лет».

Пока мальчику не исполнилось тринадцать лет, он свободен от наложения тфилин. Существует обычай обучать мальчика наложению тфилин и соблюдению других мицвот за месяц до тринадцатилетия.

В Марокко бар‑мицвой считается мальчик, которому исполнилось двенадцать лет. К этой дате он обязан выучить наизусть раздел из Талмуда и сдать экзамен. После экзамена отец ребенка приглашает раввинов, руководителей общины, родственников и друзей. Трапеза происходит в среду, за три дня до той субботы, в которую бар‑мицва взойдет к Торе. На следующий день после трапезы, в четверг, устраивается молитва в доме виновника торжества. Во время молитвы раввин накладывает тфилин на руку подростка, а отец — на голову. Весь обряд сопровождается пением. Затем мальчик восходит к Торе и перед окончанием молитвы произносит речь, частично на иврите, частично на магрибском диалекте арабского языка, чтобы женщины тоже могли понять. По окончании речи все поздравляют бар‑мицву. Он обходит гостей с мешочком для тфилин, туда бросают монеты, которые предназначаются наставнику мальчика.

По материалам сайтаwww.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.