Беседа недели Беаалотха
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Беаалотха
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
«Когда ты будешь зажигать…»
Беседа, посвященная главе Беаалотха
Подготовка меноры
Двенадцать князей Израиля принесли дары для освящения алтаря в Мишкане[1], но ни колено Леви, ни первосвященник Аарон не приняли участия в этом важном событии. Как так? Первосвященник Аарон был очень расстроен!
— Не печалься, — успокоил его Творец, — тебя не пригласили, потому что твоя задача — следить за менорой. Это твой вклад в освящение храма. Это служение — вечное.
Как первосвященник зажигает менору, так и лидер каждого поколения, который видит истинную сущность своих современников, воспламеняет их души, заставляет их гореть только им одним присущим пламенем.
Вопрос для размышления. Как старшие помогли тебе понять, на что ты способен? Поделись историей.
Фонарщик
Шестой Любавичский ребе Иосиф-Ицхак рассказывал такую притчу.
В 1907 году в Германии улицы еще освещались газовыми фонарями. В сумерках можно было видеть, как фонарщики с длинными палками, увенчанными звездочками огоньков, одним касанием, подобным касанию волшебной палочки, заставляют уличные фонари оживать, заливая мостовую и близлежащие дома теплым светом. В это время жил один молодой человек. Спросил он однажды у Любавичевского ребе Шолом-Дов-Бера, который остановился проездом в его городе:
— Ребе, что такое хасид?
— Хасид — это фонарщик, — ответил ребе Шолом-Дов-Бер, — Фонарщик ходит по улицам с огнем на длинной палке. Он знает, что огонь принадлежит не только ему одному, и он ходит от фонаря к фонарю, зажигая их.
— Но, ребе, люди — не фонари! — воскликнул молодой человек.
— Ты не видишь этого потому, — ответил ребе Шолом-Дов-Бер, — что ты не фонарщик.
— А как стать фонарщиком? — допытывался молодой человек.
— Начни с себя, — ответил ребе, — человек добрый видит вокруг добро, а злой — зло. Человек, несущий свет, видит возможность светить в других людях.
Вопрос для размышления. Какими твои слова, поступки или отношение могут зажечь свет в твоих друзьях?
Рыба даром
С тех пор, как народ Израиля получил Тору, его представителям нужно было произносить коротенькое благославение до и после еды. Так люди благодарили Творца за пищу, которую Тот даровал. И начал народ жаловаться, ведь в Египте-то еда была даром, никаких благословений произносить было не нужно. И появились недовольные: как будто недостаточно им было и рыбы, и дынь, и огурцов, и чеснока!
Вопрос для размышления. Какие благословения знаешь ты?
То, что разжигать не следует
В мидрашах высказывается мнение, что в книге Бемидбар — три части, то есть это не одна, а как бы три книги Торы, скрытые под одним заглавием. Первая заканчивается тридцать четвертым стихом десятой главы, вторая включает два последующих стиха: тридцать пятый и тридцать шестой, — а третья начинает с первого стиха одиннадцатой главы и продолжается до конца.
Если считать Бемидбар за три «скрытые книги», то получается, что в Торе не пять, а семь книг. То есть их число равно числу светильников меноры, дней недели, небес.
В первом стихе третьей «скрытой книги» сказано: «И возгорелся гнев…» (Бемидбар 11:1).
Это результат жалоб народа на нехватку огурцов, дынь, чеснока, даровой рыбы и мяса. И это при том, что ман[2]не только позволял прокормиться. Он обладал различными вкусами. Если человек хотел пирога, ман по вкусу напоминал пирог. Если человек хотел сыра — сыр. Правда, выглядел ман не как еда, а как золотистый драгоценный камень.
И так до самого конца книги Бемидбар: все время народ Израиля совершает новые и новые ошибки. В пустыне трудно найти верный путь.
Вопрос для размышления. Часто ли ты капризничаешь? Как реагируют на твои капризы окружающие?
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!
[1]О Мишкане мы говорили подробнее в беседе о главе Трума. Это походный храм евреев, который использовался как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Храма.
[2]О мане мы говорили в главе Бешаллах. Это пропитание, которое Всевышний давал евреям во время их скитаний по пустыне.