Беседа недели Дварим
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Дварим
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
«Вот слова…»
Беседа, посвященная главе Дварим
Повторение — мать учения
Первые четыре книги Пятикнижия рассказывают историю соединения Творца с еврейским народом: от заключения завета с Авраамом, первым евреем, и до вступления в Землю обетованную.
Обычно в сказках повествование завершается свадьбой героев, в то время как их дальнейшая семейная жизнь остается за кадром. Так происходит у разных народов мира. Может быть, принцип, по которому строятся сказки, отражает рассказанное в Пятикнижии? Ведь и здесь все заканчивается укреплением союза между Творцом и народом Израиля.
Последняя, пятая книга — Дварим («Слова», или «Сказанное») — иначе называется Второзаконием. В ней условия Завета оглашаются вторично, повторяются.
В степях Моава, на берегу реки Иордан, которая была последней преградой между евреями и землей, заповеданной Творцом, Моше повторяет законы, связывающие народ Израиля со Всевышним, обращаясь ко всем без исключения представителям этого народа.
Вопрос для размышления. Можно ли хорошенько что-то усвоить без тренировки и повторения? Поделись своим опытом. Что из прочитанного в первых четырех книгах ты с первого раза запомнил? А что надо было бы еще повторить и разобрать?
Поучение
Умирая, праотец Яаков благословлял и поучал сыновей. Их потомки много лет спустя стали народом, который возглавил Моше и к которому он перед смертью тоже обратился с поучением. Этому прощальному наставлению израильтянам Моше посвятил последние тридцать семь дней своей жизни на земле.
Один из первых его уроков содержал порицание. Так Яаков когда-то осудил гнев Шимона и Леви. (При этом упреку подвергся порыв его сыновей, а не они сами. Мы помним, какую пользу это принесло.)
Моше перечисляет стоянки, где народ Израиля совершал ошибки, но не делает выводов о тех, кто эти ошибки совершил.
Глава Дварим учит нас, как именно надо порицать: следует осуждать неверный выбор, а не человека. Нужно осторожно выбирать слова, если хочешь помочь и быть услышанным, а не срывать гнев на оступившемся. Ни в коем случае нельзя стыдить человека: загнанный в угол, он теряет себя и не способен услышать другого. Следует помочь тому, кто ошибся, проявить себя с лучшей стороны.
Моше показал отличный пример потомкам: перед другими он всегда защищал израильтян, и только наедине с ними, в отсутствие свидетелей, он порицал те их поступки, которые были опасны для них самих. И делал он это с большой любовью и с верой в достоинства евреев.
Вопрос для размышления. Что ты делаешь, чтобы не смутить приятеля, когда высказываешь ему неприятные истины?
От слова к слову
Моше предвидел, что в будущем его любимому народу придется пройти испытание изгнанием, или галутом. Тогда он собственноручно перевел Тору на языки всех семидесяти народов мира. Так он позаботился о том, чтобы евреи не утратили связи со Всевышним даже за пределами Земли обетованной.
Перевод — это очень сложная работа. Часто словами одного языка невозможно передать весь смысл текста, написанного на другом языке, ни капли его не исказив. Как же тогда сложен перевод с языка Творца на язык людей! Если переводить Тору слово в слово, многие места в ней могут оказаться непонятными.
Истинный перевод возможен только с использованием глубоких знаний традиций Устной Торы, которую Моше получил на горе Синай вместе с Торой Письменной.
Вопрос для размышления. Какими знаниями должен обладать переводчик? Почему не каждый может им стать?
Следи за своими словами!
Главу Дварим всегда читают накануне Девятого ава — дня разрушения и печали. В этот день соблюдается один из наиболее строгих еврейских постов.
Пост — это уборка, но не в доме, а в душе. Для начала животной душе[1]говорят, что не она сегодня главная: в этот день не едят и не развлекаются. Затем человек разбирает и пересматривает события своей жизни, пытаясь найти корень своих ошибок.
Девятого ава был разрушен Первый Иерусалимский храм. Цвет еврейского населения увели в плен в Вавилон. Много лет спустя, но тоже девятого ава был разрушен и Второй храм.
В течении всей истории на этот день приходится самые грустные события в жизни еврейского народа. Каким же было самое первое из них?
Говорят, что девятого ава разведчики вернулись из Земли обетованной[2]и израильтяне, испуганные рассказами о великанах, заплакали. Мидраш рассказывает, что тогда Творец предупредил свой народ:
— Мир устроен так, что нельзя плакать и расстраиваться без причины. Как беда вызывает плачь, так и плач без причины может привлечь беду.
Это и случилось с девятым ава: беспричинный плач народа Израиля на все времена сделал этот день тяжелым для евреев.
Вопрос для размышления. Хочется ли тебе иногда пожаловаться или поплакать, просто чтобы пожалели? Помнишь ли ты, что земля Израиля —это твоя земля, а радости и печали еврейского народа — это твои радости и печали?
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!
[1]О животной душе мы говорили в беседах о главах Ахарей и Матот. Животная душа питает нас физической силой.
[2]Подробнее о разведчиках мы говорили в главе Шлах.