Беседа недели Экев
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Экев
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
«Если…»
Беседа, посвященная главе Экев
Сто мелочей
Из чего состоит наша жизнь? Из мелочей!
Слово экев переводится с иврита как «вследствие». В главе Экев говорится о причинах и следствиях. Основная ее мысль: не забывай о Б-ге, люби Его, веди себя соответственно — и тогда Он дарует тебе процветание. Помни о том, что наши поступки — хорошие или плохие — всегда имеют последствия.
Другое возможное прочтение слова экев — акев, то есть «пятка». Казалось бы, при чем тут она? Как пятка связана с последствиями человеческих поступков? Говорят, что очень просто: если ты не относишься легкомысленно даже к малым заповедям, говоря образно, не попираешь их пятой, тогда твоя жизнь — правильная.
В главе Экев есть такие слова: «Что хочет от тебя Творец? Только лишь, чтобы ты боялся Б-га, ходил путями Его и любил Его». В этой цитате первое слово ма («что») на иврите — и, что интересно, на русском языке — созвучно слову меа («сто»). Вот вам и ответ! Как должна проявляться любовь, которой хочет от тебя Творец? В ежедневной признательности за сотню мелочей жизни.
Просто пойми, что Он для тебя делает, и будь благодарен за это. Каждый день люди сталкиваются с сотней повседневных чудес. Порой они не отдают отчета, откуда эти чудеса берутся и как плохо было бы, если бы, не дай Б-г, их не стало. Попробуй говорить благословения на эти повседневные чудеса!
Вопрос для размышления. Знаешь ли ты, о чем говорится в самом первом благословении, которое мы произносим каждый день? О чем говорится в благословении на опорожнение желудка и мочевого пузыря? На еду? После еды? На гром и молнию? На хорошее событие и, наоборот, на плохое? На то, что ты родился евреем?
Формула уверенности в лучшем
В главе Экев говорится о воскресении из мертвых и о том, что разрушение — это доказательство будущего возрождения.
Случилось четверым мудрецам отправиться в Иерусалим. Вот достигли они Храмовой горы и увидели запустение, обломки и лисицу, выскакивающую из развалин. Трое из них: рабби Гамлиэль, рабби Елиэзар и рабби Иегошуа — зарыдали и разорвали на себе одежды. А рабби Акива счастливо засмеялся. Изумленные поведением спутника, мудрецы спросили его:
— Как можно смеяться при виде разрушенной святыни?
Тогда рабби Акива ответил:
— Разрушение прежнего Храма делает непреложным построение следующего, лучшего. Этому будущему я и радуюсь.
Существует закон Торы: нельзя разрушать Храм, можно лишь перестраивать его. Рабби Акива знал, что Творец соблюдает все заповеди и не допустит разрушения Храма, если не планирует восстановить его, с тем чтобы он стал лучше прежнего.
Этот же закон можно применить и к людям. Человек создан «по образу и подобию Творца», мы сравниваем человека с Храмом, но тем не менее веками смерть губит прекрасных людей. Как же так?
В иудаизме одним из символов веры является воскресение из мертвых. Творец разрушает союз души и тела лишь для того, чтобы перестроить его и тем самым даровать человеку лучшую жизнь. Так Он соблюдает заповедь, согласно которой человек, подобный Храму, не может быть уничтожены. Это доказывает, что люди обязательно воскреснут из мертвых в Мире грядущем.
Вопрос для размышления. Следишь ли ты за тем, чтобы не лить напрасно воду? Не ломать ветки, если это не нужно для костра и обогрева? Не выбрасывать продукты? Заботишься ли ты об экологии? Относишься ли ты к окружающему миру как к Храму, который нельзя разрушать, если не планируешь восстанавливать?
Истинный Судия
«Не хлебом единым жив человек, но всем, что исходит из уст Творца» (Дварим 8:3).
Такова одна из самых известных строчек главы Экев. Что она означает?
Все благословения, которые человеку предназначено получить в течение следующего года, присуждаются ему на суде Властелина мира в день коронации — Рош hа-Шана. Мы заранее готовимся к этому дню, желая друг другу, чтобы запись о решении, которое принял Творец на наш счет, была внесена именно в книгу Доброго года.
Такие пожелания принято произносить начиная с пятнадцатого ава. Почему выбор пал именно на эту дату?
Это пожелание — Кетива ва-хатима това! — и словосочетание «пятнадцатое ава» на иврите имеют общее числовое значение[1], или, говоря по-научному, общую гематрию. Оба выражения равны числу 928. Это указывает на внутреннюю связь между пожеланием и датой.
Вопрос для размышления. Начал ли ты уже готовиться к Рош hа-Шана?
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!
[1]У каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Числовым значением слова считается сумма числовых значений всех букв, из которых оно состоит.