Беседа недели Хукат
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Хукат
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Указы
Беседа, посвященная главе Хукат
Все о послушании
Помнишь пара адума, красную корову? О ней мы говорили перед праздником Песах[1]. Пара адума — яркий пример того, как надо выполнять указы Царя Мира.
Пара адума — это корова, вся шерсть которой красноватого цвета. На ее теле не должно быть даже двух черных волосков! С самого сотворения мира родилось всего девять таких коров.
Эта удивительная корова загадочным образом очищает человека от нечистоты, связанной со смертью. Почему? Даже самый мудрый из людей, царь Соломон этого не знал. И никому не дано понять, как связаны между собой корова и смерть.
Тем не менее еще во времена Моше и потом, пока существовал Храм, эта заповедь безукоризненно соблюдалась. Вот как надо выполнять заповеди: не потому, что понимаешь их смысл, а потому, что каждая из них — повеление Творца.
Вопрос для размышления. Помнишь ли ты, что заповедь почитания родителей принадлежит разделу отношений человека и Б-га? Беспрекословно ли ты выполняешь не совсем приятные или понятные родительские «указы»? Расскажи о таком случае.
Счастливые родители
Амрам, лидер предшествующего Исходу поколения, и его жена Йохевед были великими людьми. Однако подлинное их величие осознаешь, только когда смотришь на то, как жили их дети: Мирьям, Аарон и Моше. Вся их жизнь описана в Торе. И вот в главе Хукат Творец издает указ о том, как они умрут.
Мы говорим: «Конец — делу венец». То, как окончились жизни Мирьям, Аарона и Моше, — итог всех их дел.
Все трое были пророками и праведниками. Их заслуги были необычайно велики. За заслуги Аарона облако Славы Всевышнего сорок лет сопровождало израильтян во время скитаний, за заслуги Моше им был дарован ман[2], а за заслуги Мирьям — бродячий колодец, вода в котором не иссякала.
Даже внуки и правнуки Мирьям, Аарона и Моше удостоились почетных мест в Торе: вспомните хотя бы Бецалеля, правнука Мирьям и строителя Ковчега Завета.
Но не только так отметил Творец детей Амрама и Йохевед. Во всей мировой истории существовало только семь человек, души которых Он сам уводил из земного мира, не поручая этого Ангелу смерти. В числе этих семерых — Моше, Аарон и Мирьям.
Каждый из детей Амрама и Йохевед стал великим праведником. Такого счастья не выпало ни на долю праотца Ицхака, ни на долю праотца Яакова. Как же родители воспитали Мирьям, Аарона и Моше? В послушании указам Царя!
Вопрос для размышления. Легко ли воспитывать детей? Как проявляют себя воспитанные дети? Уважающие старших? Послушные? Внимательные?
Колодец Мирьям
Послушный — не значит готовый выполнять чьи угодно приказы и покорный всему. Праведница Мирьям всегда была бунтаркой, даже имя ее означает «сопротивляющаяся».
Она не побоялась фараона и всего его войска и тайно спасала еврейских детей от смерти в водах Нила. Не побоялась высказать свою горечь родителям, когда они развелись, и стала причиной восстановления брака и рождения величайшего лидера еврейского народа — Моше.
Но при этом Мирьям была послушна указам Творца. Ее деятельная доброта была вознаграждена: она сама обладала даром пророчества, а ее дети стали светочами Торы. Мало того, благодаря заслугам Мирьям весь народ Израиля был обеспечен жизненно необходимой в пустыне водой: все сорок лет скитаний евреев сопровождал колодец Мирьям.
Колодец Мирьям — это чудесный камень, который служил источником воды. Этот камень ходил за Мирьям по пустыне как собачка. Когда облако Славы Всевышнего останавливалось и народ Израиля разбивал лагерь среди барханов под яркими звездами, колодец Мирьям выбирал местечко повыше, забирался туда и ждал, когда к нему подойдут князья Израиля. Выглядел он в это время — камень камнем.
Тогда главы колен Израиля поднимались на холм с разных сторон, каждый ударял по камню своим посохом — и оттуда, где он ударил, бил источник воды! Двенадцать колен — двенадцать источников. И это были не струи — целые реки воды! Потом каждый из князей проводил своим посохом черту на песке. Двенадцать черт указывали рекам, в каком направлении течь, и те сбегали к самому стану, окружая шатры прохладой плещущейся воды и отделяя поселения колен друг от друга. И если какой-нибудь женщине надо было попасть к подруге из другого поселения, нужна была лодка, чтобы не вымокнуть.
Вдоль рек, которые вытекали из колодца Мирьям, тут же вырастали прекрасные деревья с красивыми цветами и вкусными плодами, на их ветвях пели птицы. Днем тень этих деревьев давала прохладу, помогала восстановить силы, а ночью запахи цветов наполняли пустыню. Говорят, это были времена, когда народ Израиля мог отведать плоды столь же сладкие, как плоды в Эдеме.
Вопрос для размышления. Чем отличается доброта деятельная от простой доброты? Чем доброта схожа с водой?
Воды распри
Со смертью пророчицы Мирьям ее колодец иссяк. Реки не окружали больше лагерь израильтян. Исчезли деревья на привалах, все сладкие фрукты: смоковницы, виноград, гранаты — и живительная тень. Народ Израиля впервые за многие годы скитаний действительно оказался в пустыне.
Отчаяние охватило людей. Более шестисот тысяч человек с женами, малыми детьми и бесчисленными стадами домашнего скота оказались в днях и неделях пути ото всех источников воды. Всей толпой бросились они к Моше и Аарону. От ужаса они забыли обо всем хорошем и только кричали:
— Зачем вы завели нас сюда? Мы погибнем здесь! Ведите нас теперь обратно в Египет, мы жить хотим!
Моше и Аарон бросились к Мишкану[3]. У кого же просить помощи, как не у Всевышнего?
Всевышний повелел Моше пойти к камню, который служил колодцем Мирьям при ее жизни, и поговорить с ним: рассказать, как народ Израиля учит Тору и как нужна ему вода.
Когда Моше отправился к камню, израильтяне двинулись следом. Они кричали, выражая свое недовольство и требуя воды. Моше с камнем разговаривает — народ кричит. Камень не поверил, что люди, которые так себя ведут, будут учить Тору, и отказался давать воду. Не сдержался тут Моше и стукнул камень посохом!
Не учел он одного: с больших людей и спрос большой. Моше был лидером еврейского народа и не должен был проявлять подобной несдержанности. Ответ на нее был суров. Всевышний распорядился так:
— Вместо того чтобы, как велел Царь, поговорить с камнем, Моше по своему усмотрению добыл воду ударом, а Аарон стоял рядом и не противился этому. В наказание за это не введут они народ Израиля в Землю обетованную. Жизнь их закончится в пустыне.
Так Аарон и Моше навсегда остались лидерами любимого ими поколения пустыни, с которым вышли из Египта. В Мире грядущем они вновь возглавят это поколение. Объединившись, они утешатся, несмотря на то что не смогли войти в Святую землю.
Вопрос для размышления. Почему первокласснику можно не знать таблицы умножения, а академику нельзя? Почему школьница, обидевшись, может уйти от своей компании, а президент не может? Что значит выражение «С больших людей и спрос большой»?
Смерть Аарона
Ор аар — это маленькая гора, которая стоит на плече большой горы. Некоторые говорят, что две эти горы похожи на большую и малую короны, другие — на маленькое яблоко, которое лежит на яблоке побольше.
Однажды облако Славы остановилось у Ор аар, указывая место привала для уставшего народа. И обратился к Моше Всевышний:
— Возьми Аарона и Эльазара, сына его, и возведи их на Ор аар, и сними с Аарона одежды его, и облачи в них Эльазара, сына его, а Аарон умрет там.
Утром следующего дня взошли Моше, Аарон и Эльазар на гору, и на вершине ее нашли они пещеру, приготовленную для Аарона. Внутри было ложе и горящая свеча. Начал Моше передавать облачение первосвященника от Аарона Эльазару, а на Аароне вместо снятых одежд появлялись такие же, только сотканные из огня. Когда все земные одежды были переданы Эльазару, на Аароне было восемь небесных одежд.
Тогда Аарон лег, закрыл глаза — и облако Славы Всевышнего поднялось над горой, унося с собой душу Аарона, радостную от единства с Творцом. Пещера же закрылась, охраняя тело праведника, и с тех пор никому не дано ее отыскать.
Народ узнал о том, что Аарон их оставил, потому что исчезло облако Славы, которое сорок лет окружало лагерь израильтян и защищало их. Все оплакивали утрату Аарона. Он был самым добрым и понимающим из народа Израиля. Он всегда всех защищал и, соблюдая заповедь, согласно которой необходимо примирять поссорившихся друзей или супругов, добивался установления мира между ними.
Вопрос для размышления. Поступаешь ли ты так же, как Аарон? Что ты делаешь, чтобы помирить поругавшихся приятелей?
Великан Ог
На пути из пустыни к Земле обетованной народ Израиля повстречал немало других народов. Израильтяне никогда не искали войны: сталкиваясь с враждебным отношением, они предлагали мирные решения, говорили, что оплатят проход по чужой земле, а также воду и пищу. Но сражения все равно происходили, и неизменно народ Израиля выходил из них победителем.
Так дошли израильтяне до земли Башана, где царил великан Ог. И тут внезапно испугался сам Моше. А ведь в свое время он не побоялся войти в логово Великого змея — фараона Египта! Но теперь он испугался настолько, что Всевышнему пришлось успокаивать его:
— Не бойся Ога, ибо в руку твою передаю Я его и народ его, и страну его.
Всевышний решает, кто одержит победу, а кто проиграет, — и никто не может воспротивиться этому решению. Поэтому Его слова развеяли все сомнения Моше, и тот успокоился и без трепета вступил в борьбу с устрашающим великаном.
Когда Ог поднял гору, которая простиралась на три мили, желая прихлопнуть им все воинство Израиля, Моше поразил его и не дал осуществить это намерение.
Вот так Моше одолел великана в противостоянии один на один. Чего же тогда он боялся, почему вдруг оробел перед сражением?
Дело в том, что он знал: решая, каким будет исход битвы, Царь мира, Истинный судия, взвешивает не только все добрые и злые дела человека, но и все его мысли и чувства. Никто, кроме Него, не может оценить происходящее в сердце у человека. Не одни только поступки, но и помыслы определяют судьбу.
Во время битвы с великаном Огом Моше было сто двадцать лет, а самому Огу — целых пятьсот! И Моше знал точно, что за долгую жизнь Ог совершал и хорошие поступки: давным-давно великан помог праотцу Аврааму освободить захваченного в плен Лота. Моше боялся, что из-за этого Всевышний решит, будто Ог достоин победы в битве. Но великий пророк и праведник ошибся, поскольку даже ему не дано знать вес всех поступков человека.
Вопрос для размышления. Используешь ли ты каждую возможность сделать доброе дело? Или эти драгоценные возможности утекают сквозь пальцы?
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!
[1]О пара адума мы говорили в главе Шмини.
[2]О мане мы говорили в главе Бешаллах. Это пропитание, которое Всевышний давал евреям во время их скитаний по пустыне.
[3]О Мишкане мы говорили подробнее в беседе о главе Трума. Это походный храм евреев, который использовался как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Храма.