Беседа недели Насо
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Насо
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Возвышение
Беседа, посвященная главе Насо
Если завтра в поход
Мы уже говорили, что вся книга Бемидбар — это поход, путешествие по пустыне жизни. Миссия путешественников — превращение этой пустыни в цветущий сад.
Мы — потомки Адама, праотца всего человечества. Всевышний поселил Адама в Райском саду и велел ухаживать за ним. Мы продолжаем дело Адама, отвечаем за окружающий мир. Мы — садовники.
Походу всегда предшествует подготовка. Как же мы готовимся? Насо означает «поднять». Сыны Гершона должны были поднять головы, чтобы их пересчитали. Но дело здесь не только в пересчете. Поднимая голову, мы смотрим на то, что ждет нас впереди. Так и ты подними голову и иди к цели, которую ставишь перед собой!
Вопрос для размышления. Альпинисты тренируются в выносливости перед покорением новых вершин. Какие качества должен развивать в себе человек, желающий преобразить мир?
Сота?, или легкомысленная жена
В главе Насо описывается испытание легкомысленной жены, которую именуют сотой: она должна выпить горькой воды. Легкомыслие соты может проявляться лишь внешне, тогда как на самом деле она предана мужу. Тогда горькая вода не принесет ей никакого вреда и снимет с нее все подозрения. Более того — она удостоится благословения: ее отношения с супругом станут прекрасными. Если не было детей, то появятся; если дети не были красивыми, то станут; если были проблемы, то исчезнут.
Действия соты были необдуманны, они вызвали сомнения в ее верности супружескому союзу — но оказалось, что она всецело предана мужу.
Душа человека подобна соте. Она предана Творцу, но где-то глубоко внутри, так что человек может подумать, будто его душа интересуется чем угодно, только не Б-гом.
Не надо дожидаться горькой воды испытания, чтобы осознать свою истинную связь с Творцом!
Вопрос для размышления. Как ты можешь проявить свою истинную душу?
Назир, или Шоколад не виноват!
Есть такие врачи — гомеопаты, они выгоняют болезни ядами. Яда так мало, что здоровью это не вредит, а вот болезнь пугается и уходит.
Назир — это человек, который временно отказался от винограда, виноградных косточек, шкурок, виноградного уксуса… Даже от масла, сделанного из виноградных косточек!
Откуда такая нелюбовь к винограду? Из него делают вино — символ всех зависимостей на земле. От него назир, конечно, тоже отказывается.
Мы помним историю Надава и Авигу. Полный отказ от чего бы то ни было сверх указанного в Торе очень опасен. Это словно яд. Однако — в отдельных случаях, в малых дозах — такой отказ от чего-либо может послужить лекарством.
Не есть шоколад — плохо. Но если ты не можешь остановиться, пока не съешь все конфеты, до которых смог дотянуться, — это тоже очень плохо. Это словно болезнь, которую можно вылечить при помощи способа, применяемого назирами. Временно полностью откажись от шоколада, пока не освободишься от своей зависимости.
Так можно бороться и с зависимостью от телевизора или компьютера. Родители этот способ знают и часто применяют к своим детям.
Еще назир обещает все время своего воздержания не стричь волосы: отчасти для того, чтобы напоминать себе и другим о своем решении. К примеру, длинные волосы Самсона — это знак назира. Еще одним знаменитым назиром был Самуил. Они противостояли не просто зависимости от вина, но всем зависимостям мира: лени, страху, гордости… Впрочем, вы и сами знаете, что нам мешает жить.
Человек, любящий жизнь, но свободный от зависимостей, безусловно возвышен и может изменить окружающий мир к лучшему.
Вопрос для размышления. Если тебе предложат бочку варенья и ящик печенья, сколько ты съешь?
Строгость левитов
Было у Леви три сына. Первого звали Гершон, что значит «отторгающий (зло)». Второго звали Кегат, что значит «соединяющий (материальное и духовное)». А третьего звали Мрари, что значит «горюющий (об ошибках)». Как и подобает Левитам, личной гвардии Творца, были они искренни, решительны и строги.
В походе семейство Гершона несло полог входа, завесы двора и покрытие Мишкана[1]из шкур тахашей[2]. Все эти покровы отрезали святость Мишкана от зла и проблем повседневности.
Семейство Кегата несло самые священные предметы: Ковчег Завета, менору, алтарь (внутренний и внешний).
Семейство Мрари несло столбы, балки и опоры — основу Мишкана.
Так и мы, следуя примеру гвардии Творца, в путешествии по пустыне должны возвышать себя, отвергая зло и творя добро путем объединения материального и духовного, и раскаиваться в ошибках.
Вопрос для размышления. Что значит «Найди левита в себе»?
Доброта коэнов
Хорошо, когда человеку воздается по заслугам. Но еще лучше, когда не за заслуги, а от любви Творец одаривает нас благословениями.
Это и происходит при благословении коэнов. Потомкам Аарона заповедано благословлять народ Израиля «с любовью». Любовь — не плата работнику, она не имеет границ. Такое благословение дарует нам больше того, что мы заслужили.
Пять промежутков между пальцами благословляющегоего коэна — это «пять окон», через которые льется свет благословления.
Вопрос для размышления. Умеешь ли ты любить людей не за их заслуги, а сверх этого?
Дары двенадцати князей Израиля
Перечислять богатства можно бесконечно. Поочередно, день за днем, главы двенадцати колен народа Израиля, князья этого народа, приносили Б-гу свои дары. Набор даров был одинаковый (серебряные чаши и блюда, золотые ложки, благовония, жертвенные животные), даже количество и вес каждого из даров совпадали. И вот в главе Насо целых двенадцать раз перечисляется, какие это были дары. Но ведь дары были одни и те же! Может быть, это уже слишком?
«Нет, — говорят мудрецы, — в таком повторении заложен глубокий смысл. Несмотря на внешнее сходство, значение приношений каждого из колен Израиля индивидуально. Так, произнося слова молитвы, текст которой един для всех, каждый человек просит что-то свое — и получает ту помощь, необходимую именно ему.
К примеру, вес серебряной чаши, которую приносили в дар князья Израиля, был семьдесят священных шекелей. Для колена Иегуды (колена царей) это символизировало ответственность за семьдесят народов мира[3]. Для колена Иссахара (колена мудрецов Торы) — семьдесят «ликов» Торы, то есть вариантов ее толкования. Для колена Иосифа — семьдесят языков, которым обучил Иосифа ангел Гавриэль, чтобы дать возможность править Египтом и спасти свой народ. Для колена Ашера — семьдесят членов семьи Якова, которые вошли в Египет, и так далее.
Раз в год мы повторяем перечень этих даров. Хотя мы не помним, к какому колену принадлежим, мы просим, чтобы благословение, дарованное нашему колену при освящении Мишкана, поддержало наши силы и таланты на пути совершенствования мира.
Вопрос для размышления. Как ты считаешь, какими талантами ты обладаешь? Как ты используешь их, чтобы изменить мир к лучшему? О чем бы ты попросил в молитве?
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!
[1]О Мишкане мы говорили подробнее в беседе о главе Трума. Это походный храм евреев, который использовался как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Храма.
[2]О тахашах мы также говорили, беседуя о главе Трума. Это животное, которое, согласно Раши, существовало только во времена скитания евреев по пустыне.
[3]Это число символизирует все народы мира.