Беседа недели Реэ
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Реэ
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
«Смотри…»
Беседа, посвященная главе Реэ
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
В предыдущей главе — главе Экев — есть такие слова: «Слушай, Израиль!» Нынешняя глава начинается со слова «смотри». Почему?
То, что мы слышим от других, рисует в нашем воображении картину мира. Когда мы смотрим, мы познаем мир на собственном опыте, мы снимаем пелену с глаз и распахиваем двери в новое.
Глава Реэ обещает, что услышанное нами найдет подтвердиться, когда мы откроем глаза и увидим, что хорошо, а что плохо.
Вопрос для размышления. Бывает ли у тебя ощущение, что ты спал и наконец проснулся, и увидел мир другими глазами?
Сила, что вечно хочет зла и вечно совершает благо
Для чего в нас заложено желание дурного? Зачем вообще предлагать выбор между добром и злом? Для того чтобы в выборе добра была наша заслуга!
Вот есть у тебя какой-то талант. Например, ты от рождения запоминаешь все, что прочитал. В чем тогда твоя заслуга, если ты выучил текст?
Помните мальчика Алешу из сказки «Черная курица, или Подземные жители»? За спасение черной курицы он получил конопляное зернышко, благодаря которому он знал любой урок, хотя не брал в руки книг. Алеша перестал учиться, только играл, но всегда отвечал все заданное учителем на пять. Только похвалы причиняли ему боль и уважать самого себя было не за что, потому что Алеша знал, что его заслуги в его успехах нет.
Представь, что у тебя есть выбор между привлекательным и легким злом и добром, требующим подавить сиюминутный порыв. Например, тебя зовут пойти гулять, а тебе много задали в школе. Отказавшись от игры с друзьями и сев разбираться с домашним заданием, ты пожертвуешь своим весельем, зато убережешься от неприятностей, связанных с невыученными уроками.
Присутствие зла, то есть неправильного выбора, позволяет тебе проявить все самое лучшее, что в тебе есть. Когда ты выбираешь то, чего слабый и неразумный человек не выбрал бы, — это твоя заслуга. В награду за это ты, как в компьютерной игре, достигаешь более высокого уровня. На этом новом уровне тебе нужно будет проявить себя еще лучше, побороть новое внутреннее зло.
Но не забывай, что на долю человека выпадают только те испытания, которые ему по силам. Слишком трудный выбор, так же как и слишком легкий, испытанием не является. Если проблема стоит перед тобой, значит, ты ее достоин.
Вопрос для размышления. Чувствуешься ли ты спортивный азарт, преодолевая свои слабости?
Поделись зарплатою (можно конфетою) своей, и она к тебе не раз еще вернется
Что же мы видим, когда снимаем пелену с глаз? Не только свои проблемы, но и проблемы окружающего мира и людей. Сочувствуй окружающим, не закрывай глаза на их нужды. Как это правильно выразить? Лучше всего по-настоящему помочь. В этом и заключается главная задача еврея — связывать духовный и материальный миры.
Цдака бывает двух видов: на нужды общины и еврейского образования и на помощь нуждающимся. Помощь нуждающимся нужно уметь оказывать так, чтобы им стало лучше, а не хуже. Не нужно прибавлять к страданиям нуждающихся горечи стыда.
Лучше всего помочь человеку найти работу, на которой он сможет сам себя обеспечивать и даже помогать другим, тогда ему не придется ждать милости от окружающих. Это высший уровень цдаки. Следующий уровень — когда дающий действует скромно, через посредника (например, кладет деньги в коробочку для цдаки). Затем — когда дает сам с добрыми словами и открытым сердцем. Самый низкий уровень цдаки — когда человек помогает, но жалеет о потраченных деньгах, силах или времени и это отражается у него на лице.
Вопрос для размышления. Выработалась ли у тебя привычка класть монетки в коробочку для цдаки? Знаешь ли ты, что помочь можно не только деньгами, но и потратив на нужное и полезное дело время и силы? Как ты при меняешь эти свои богатства?
Взгляд на еврейскую кухню
Помнишь кота Матроскина, который стал в два раза счастливее потому, что у него было две коровы?
Еврейская кухня — безусловный подарок хозяйкам, которые любят красивую посуду и пышно накрытый стол. Почему? Потому что на традиционной еврейской кухне должно быть два набора посуды: для мясных и для молочных блюд. При этом наборы должны быть зримо различными, чтобы их нельзя было случайно перепутать.
Застолья из-за этого становятся особенно красивыми. Например, бело-голубая посуда для молочного на синих скатертях с белыми салфетками, пламенно-красная посуда для мясного на темной узорчатой скатерти… Это придает стиль трапезам, каждый обед превращается в праздник, так как и чашки, и тарелки, и ложки, и даже кастрюльки подобраны по цвету. По внешнему виду накрытого стола сразу можно понять, ждет нас молочный праздник или мясное пиршество.
А раз в году вся посуда и скатерти на неделю убираются в шкаф — и достается особая пасхальная посуда, которая никогда не соприкасалась с хлебом. Это самая роскошная посуда в доме. В ней могут преобладать золотистые или по-весеннему зеленые цвета.
Вопрос для размышления. Знаешь ли ты, что раньше некоторые хозяйки затевали тематические пиршества? Например, устраивали пироговую складчину (когда все приносили на праздник разнообразные пироги, но не допускалось никаких салатов) или рыбный день. Попробуй составить меню «молочного» дня рождения и «мясного» Нового года! Постарайся, чтобы оно было как можно интереснее.
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!