Беседа недели Ваигаш

Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.

Беседа недели Ваигаш

Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.

«И приблизился…»

Беседа, посвященная главе Ваигаш

Как надо защищать брата

В хафтаре[1]этой главы говорится о мессианской эре и об объединении посохов Иосифа и Иегуды в руке Всевышнего.

Что же такого сделал Иегуда, чтобы заслужить лидерство не только над своим, но и над будущими поколениями, а также честь стать предком самого Машиаха? Оказывается, он дважды приблизился. К кому же?

Во-первых, к Иосифу, которого он не узнал, которого считал враждебной силой и давящим земным властителем. Иегуда готов был сделать все, что понадобится, для освобождения своего брата Вениамина. Если надо бороться — бороться, если надо мириться — мириться, если надо молиться — молиться. Он готов был умереть, стать рабом, принести любую жертву, сражаться до конца, несмотря на превосходство власти оппонента.

А еще Иегуда приблизился ко Всевышнему.

В истории с молодым Иосифом он не проявил подобной горячности, для того чтобы защитить брата. Он был еще далек от правильного пути. Он сделал меньше, чем Рувим, который старался мирно разрешить конфликт братьев.

В истории с Вениамином, однако, Иегуда делает для защиты родного человека больше, чем кто бы то ни было. Мы видим, какой большой путь прошел Иегуда, чтобы прийти к истине, правильным действиям, к Б-гу!

Человек, который проходит подобный путь, называется баал тшува. Такой человек даже выше праведника.

Иосиф — праведник. Иегуда — баал тшува.

vayigash_I

Вопрос для размышления. Когда ты дерешься за брата, друга или вообще за справедливость, готов ли ты заключить мир или молиться, чтобы добиться той же цели, что и в битве? Или ты дерешься, потому что подвернулся повод? 

О чем плакали Иосиф и Вениамин?

При первой встрече родные братья Иосиф и Вениамин упали друг другу на шею и разрыдались. О чем они плакали? О потерянных годах? О пережитых несчастьях? О прошлом? Нет, о будущем!

vayigash_II

Вениамину в момент встречи с Иосифом открылось будущее потомков брата. Временному Святилищу в Шило суждено было стать утерянным, и Вениамин плакал о несчастье брата. А Иосиф увидел будущее разрушение Первого и Второго Храма на территории потомков Вениамина.

Вопрос для размышления. Как ты думаешь, почему правильно жалеть других, даже тогда, когда у тебя есть собственные проблемы? 

Как надо преподносить новости

Когда было сообщить счастливую новость Яакову о том, что Иосиф нашелся? Все братья были в смущении: они боялись, что потрясение может поразить отца. Тогда маленькая Серах, дочь Ашера, взяла лиру и, тихо напевая песню о том, как нашелся пропавший сын, издалека стала приближаться к шатру Яакова. Тихая музыка, мягкие слова, постепенность угадывания правды подготовили измученного отца к великому счастью.

vayigash_III

Вопрос для размышления. Что стоит за словами «бережный подход»? 

Связь поколений

Книга Бытия завершается схождением Израиля в Египет и благословлением двенадцати колен. Заканчивается история становления народа, начинается его миссия в изгнании. Какова эта миссия? Мы о ней уже слышали вместе с Авраамом: нужно освободить искру святости во всех землях и среди всех народов. А учит нас этому маленькая девочка Йохевед, родившаяся на границе между Ханааном и Египтом!

Одна маленькая девочка дала миру четыре урока.

vayigash_IV

Во-первых, каждый человек, даже самый маленький, важен для мира.

Во-вторых, связь поколений очень важна. Йохевед связана с тремя поколениями. Она объединяет их вместе, создает из них целое. Первое из трех поколений — поколение праотцев, не знающих над собой никакой власти, кроме власти Всевышнего (Йохевед была зачата еще в Ханаане). Второе — поколение египетского рабства (она родилась в Египте). Третье — поколение, вышедшее из Египта и получившее Тору (Йохевед стала матерью Моисея).

В-третьих, народ Израиля связан со всем миром и со всеми народами. С рождением Йохевед численность семьи Яакова достигла семидесяти душ. В Торе это число означает всеохватывающую полноту: семьдесят народов включают в себя все народы мира. Только с рождением семидесятой души семья Израиля превратилась в народ, призванный помочь всем остальным народам мира, рассеявшись среди них и освободив искры святости, рассыпанные по всей земле.

В-четвертых, преображение не менее важно. Не зря родилась именно девочка. Говорят, что работа евреев с миром включает в себя два этапа: победа над тем, как мир сопротивляется святости, и обращение всего, что есть в мире, в святость. Заповеди, отведенные для исполнения женщинами, являются ярким примером преображения мира. К примеру, кашрут, кошерное приготовление пищи, само разделение продуктов на допустимые и недопустимые освящает обе группы продуктов: первую — тем, что ее выбрали, а вторую — тем, что ее не тронули.

Йохевед — это воплощение взаимосвязей, сближений, единства мира.

Вопрос для размышления. Помните загадку? Два конца, два кольца, посередине гвоздик. Никакие ножницы не работают без гвоздика. Что соединяешь ты? В каких важных моментах жизни ты являешься «гвоздиком»?

Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!

[1]Хафтара — это любой отрывок из «Пророков», завершающего публичное чтение Торы в субботу, праздники и посты. 

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.