Беседа недели Ваикра
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
Беседа недели Ваикра
Чтобы лучше понимать, как работать с данным материалом, прочтите вступительное слово его создательницы.
«И призвал…»
Беседа, посвященная неделе Ваикра
Призыв и ответ
Центральная книга Пятикнижия называется «И призвал». Речь о призыве Творца мира к своему народу.
Чем же отвечает на этот призыв народ Израиля? Приближением! Таково значение имеет слово корбан, которое неточно переводят как «жертвоприношение». Законы корбанот[1]изучаются в главе Ваикра.
Законы Торы делятся на две группы. В первую, уже известную нам, входят мишпатим — законы, логика которых доступна человеческому сознанию («Не убей», «Не укради»). Во вторую группу входят хукким — законы, значение которых и связь с устройством мира понятны Творцу, но не нам. Эти законы считаются более высокими. Принимая их, мы основываемся на вере в Творца, а не на доводах разума. Законы корбанот относятся к группе хукким.
Однако раз уж сказал народ Израиля: «Сделаем и послушаем!» — мы все же пытаемся хоть что-то понять. Давайте пробовать!
Вопрос для размышления. Попробуй вспомнить ситуацию, когда, из любви и уважения к старшим, ты с готовностью принимал правила поведения, которых не понимал до конца.
Аман и дети
Мидраш рассказывает, как Аман на правах правительственного чиновника, пришел с проверкой в йешиву Мордехая, где изучали Тору двадцать две тысячи детей.
Начал он беседу с ними с обычного в таких случаях вопроса:
— Ну, дети, и что вы сегодня учили?
Ответ детей очень удивил Амана. Они сказали:
— Мы изучали законы жертвоприношений в Храме.
Совсем не ожидал этого Аман!
— Зачем учить законы того, чего сделать не можешь?
Ответили дети:
— Тому, кто изучает законы жертвоприношений, засчитывается это как если бы он сам приносил жертву в Храме.
— А я-то думал, — схватился за голову Аман, — что у евреев больше нет заповедей, искупающих их ошибки и проступки, что ничто не спасет разбаловавшийся народ и что во всех моих затеях будет мне удача!
Вопрос для размышления. От козней Амана еврейскому народу позволили избавиться мудрые и правильные поступки. Если бы тебе предложили создать коллекцию историй о таких поступках, какие из них ты выбрал бы? Назови как можно больше!
Традиция народа
Прадедушки и прапрадедушки современных евреев, занимавшиеся в классической еврейской школе, или в хедере, начинали учить Тору не с Сотворения мира и не с истории Исхода, а именно с книги Ваикра.
По закону, корбанот может приносить только человек чистый, а кто может быть чище детей?
Вопрос для размышления. Что ты знаешь о том, какие трудности преодолевали евреи рассеяния для образования своих детей? Как жил маленький еврейский школьник в царской России? Расспроси старших, чтобы узнать больше.
О приношениях
Есть пять разновидностей приношений:
- ола — всесожжение (принесенное полностью поглощается огнем на алтаре);
- минха — хлебный дар;
- шеламим — мирная жертва (часть ее сжигается на алтаре, часть — отдается коэну, часть — съедается хозяином);
- хатат — искупительная жертва;
- ашам — жертва во искупление проступка, совершенного по неведению.
Суть приношений заключается в возвышении энергии мира: неживого (соль), растительного (мука), животного (кошерные животные) — а также человека, совершающего приношение для служения Творцу.
Есть два подхода к совершению приношений.
Первый — полностью отдать приношение огню. Так полностью перевоплощается человек, всего себя отдающий служению.
Второй — разделить приношение на части между огнем и людьми. Так же, как жизнь человека делится между делами, посвященными исключительно Б-гу (молитвой, учением Торы), и теми, с помощью которых можно возвысить материальное. Ведь мы вольны, к примеру, потратить деньги не на лакомства и излишества, а на обучение детей, лечение больных, помощь нуждающимся и другие добрые дела.
Все — даже обязательные! — приношения должны быть искренними и добровольными. Все их следует посыпать солью.
Вопрос для размышления. Какие примеры первого из подходов ты можешь найти в повседневных действиях людей?
Народ священнослужителей
При заключении Завета с народом Израиля Всевышний сказал:
— И будете вы мне народом священнослужителей.
Как колено левитов является священнослужителями для народа Израиля, так же и весь народ Израиля — священнослужители для народов мира. Поэтому книга Ваикра, которая по-гречески называется Левитикус, учит тому, как надо общаться со Всевышним, не только левитов, но и всех нас.
Вопрос для размышления. Что говорит традиция о законах еврейского стола?
Вы можете скачать картинки в хорошем качестве и распечатать их отдельно, чтобы ребенок, с которым вы обсуждаете недельную главу, мог разглядывать и раскрашивать их!
[1]Корбанот — форма множественного числа существительного корбан.