Цдака
Тора учит: «Не ожесточай сердца своего и не сжимай руки своей пред братом твоим неимущимРаскрой руку свою пред братом твоим, бедным твоим и неимущим твоим» (Дварим, 15:7, 11).
Цдака
Тора учит: «Не ожесточай сердца своего и не сжимай руки своей пред братом твоим неимущимРаскрой руку свою пред братом твоим, бедным твоим и неимущим твоим» (Дварим, 15:7, 11).
Заповедь цдаки нарушить страшнее, чем все другие заповеди, ведь благотворительность — признак праведника, и спасется Израиль только благими делами.
Человек никогда не обеднеет от подаяния. Всякий, кто милосерден, удостаивается милосердия. А о тех, кто жесток и немилосерден, можно предположить, что они происходят от идолопоклонников: «Жестоки они, и нет в них милосердия» (Ирмияу, 6:23). Весь Израиль и примкнувшие к нему — братья, как сказано: «Сыны вы Г‑споду, Б‑гу вашему» (Дварим, 14:1). И если брат не смилостивится над братом, то кто смилостивится над ним? И к кому обращены взоры бедных Израиля? Неужели к идолопоклонникам, ненавидящим их и преследующим их? Нет, их взоры обращены к братьям.
Всякий, кто избегает благотворительности, — грешник. Подающий милостыню должен давать его благожелательно. «Тот, кто подает милостыню неблагожелательно, не глядя на бедняка, не обретает заслуги подаяния, даже если он даст тысячу золотых. Подавать милостыню следует благожелательно и радостно…» (Рамбам).
Восемь степеней благотворительности
В благотворительности есть восемь степеней. Высшая степень заключается в том, что еврей поддерживает обедневшего еврея деянием или займом, привлекает его в компаньонство или предоставляя ему работу, чтобы поддержать его до того времени, пока тот не перестанет нуждаться.
Следующая степень — дать милостыню бедняку, не зная, кому даешь, при этом и бедный не должен знать, кто пожертвовал ему деньги. Примером такой благотворительности служит существовавшее тайное отделение Храма, куда праведники анонимно вносили деньги, а бедные анонимно получали из него. Однако человек должен жертвовать только тогда, когда ответственный за копилку — человек мудрый и достойный доверия.
Подаяние степенью ниже заключается в том, что дающий знает, кому он пожертвовал деньги, но получающий не знает, от кого он их получил. Великие мудрецы давали подаяние втайне. Так следует поступать, если ответственные за копилку подаяний не заслуживают доверия.
Следующая степень — бедный знает, от кого он получил деньги, а дающий не знает, кому дал. Некоторые мудрецы заворачивали деньги в сверток, закидывали его себе за спину и так шли по улице, чтобы бедняки могли подойти и взять деньги, не испытывая при этом стыда.
Другая степень подаяния — дать милостыню до того, как тебя попросили об этом.
Следующая степень — пожертвовать деньги, когда тебя просят. Степенью ниже — подать слишком мало, но благожелательно. И, наконец, последняя степень подаяния: отдать деньги не желая того.
Копилка подаяний
В любом городе, где живут евреи, они обязаны назначить взимателя подаяния — человека известного и достойного доверия, который будет обходить жителей от исхода субботы до прихода субботы и взимать с каждого сумму, достойную его. Он разделит взимаемые деньги и даст каждому бедняку сумму, достаточную на пропитание в течение семи дней.
Кто вправе брать деньги из копилки подаяний?
Рамбам учит: «Пусть стерпит человек любое стеснение, но не обращается к людям за подаяние, не обременяет общество. И так постановили мудрецы: “Сделай Субботу свою будним днем, но не обращайся к людям за помощью”. И если мудрец и почтенный человек беден, пусть лучше займется ремеслом и даже самым презренным; но не нуждается в людях. Лучше сдирать кожи павших животных, чем обращаться к народу: “Я великий мудрец, я коэн, содержите меня”. Величайшие из мудрецов работали дровосеками, водоносами и не обращались к общине и не брали их подаяние, лишь бы не быть в тягость обществу».
По материалам сайтаwww.judaicaru.org