Девятое ава: скорбь и надежда
С того дня, когда был разрушен Храм, не видели больше евреи абсолютно чистого неба. Сказано в книге пророка Йешаягу: «Я облекаю Небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (50:3)
Девятое ава: скорбь и надежда
С того дня, когда был разрушен Храм, не видели больше евреи абсолютно чистого неба. Сказано в книге пророка Йешаягу: «Я облекаю Небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (50:3)
Девятое число месяца ав — это самый печальный и трагический день для еврейского народа. Девятого ава каждый еврей должен постится, а также скорбеть по всем событиям, произошедшим в этот день в различные годы и эпохи. Самые важные и скорбные из них — разрушение Первого и Второго Храмов. В иудаизме нет священников и нет таких храмов, как церковь или мечеть. Многие считают раввинов священниками, но это в корне неверно. Раввин — это учитель, он не выше и не ниже других верующих людей и не является посредником между Б-гом и человеком. Раввин — это тот, кто учил законы Торы и может научить этим законам других, ответить на вопросы, возникающие в жизни, но так было не всегда. В древности, когда евреи жили в земле Израиля, у них был и Храм и священники. Храм был построен царем Шломо (Соломоном) на горе, которая еще до спуска в Египет, во времена Авраама была священным местом. Храм являлся местом присутствия Шхины, что означает ощущение проявления Б-га.
Только здесь можно было приносить жертвы и вести службу. У евреев был только один Храм, и, чтобы попасть в него на праздники или по другим причинам, жителям порой приходилось преодолевать большие расстояния. Храм был духовным и общественно‑политическим центром, он символ еврейского народа и его оплотом. В храме вели службу священники — потомки Аарона, брата Моисея, остальное же колено Леви выполняли функции обслуживающего персонала Храма, а также совершали песнопения, чем были известны на весь мир того времени.
Даже в изгнании многие правители пытались, но не смогли заставить левитов петь псалмы в их дворцах. Об этом написано в Псалме 137: «На реках Вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе. Там на ивах повесили мы наши арфы, потому что пленившие нас требовали от нас песнопений, и насмехавшиеся над нами — веселья: “Спойте нам из песен Сиона”. Как петь нам песнь Г-споду в чужой земле? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня десница моя. Да прилипнет язык мой к небу моему, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим на вершину веселья моего». В этом отрывке описана и скорбь, которая пришла в жизнь евреев: Вавилонское изгнание и разрушение Первого Храма.
Когда евреи вышли из Египта и заняли землю Израиля, они были на пике святости, которая не угасала долгое время. Благодаря этому был построен и существовал Иерусалимский Храм, в котором происходили чудеса. Но прошли века, святость народа стала угасать под давлением распространенных в то время языческих философий, и духовность народа понизилась. Самым тяжелым грехом было идолопоклонство, ведь это прямое нарушение заповеди «Не сотвори себе кумира». Причем, по свидетельству пророка Иеремии, объектом поклонения стал и непосредственно Храм. Пророк говорил, что люди его поколения без конца повторяли слова «Храм Г‑спода» (Ирмияу, 7:4), полагая, что Храм спасет их и искупит любое преступление. Так было забыто значение Храма как пути служения Всевышнему, и он приобрел значение посредника, промежуточного звена в отношениях между евреями и Б‑гом. Тогда Всевышний уничтожил этот соблазн: так был разрушен Храм, и народ был уведен в изгнание.
Однако евреи, поняв свою вину, раскаялись, поэтому изгнание длилось всего 70 лет, и персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, разрешил евреям вернуться на родину и отстроить Храм заново. Так началась постройка Второго Иерусалимского Храма. Он превосходил Первый Храм по архитектурной красоте и размерам, но не было в нем столь явного присутствия Б-га, не было чудес, подобных тем, что происходили в Первом Храме. Но в любом случае, это был Храм Всевышнего, и служба в нем не прекращалась даже в самые тяжелые дни.
Второй Иерусалимский Храм по своему величию не уступал постройкам всей Римской Империи, долгое время им восхищались все, кто видел его. Но раскаяние и молитвы тех, кто жил в Вавилонском изгнании, стали забываться, и со временем народ вновь погряз в грехах, и на этот раз наказание пришло гораздо более жестокое. Римский наместник Гессий Флор поверг Иудею в грабежи и войны, что вызвало гнев местных жителей: вспыхнуло восстание, и римские легионы, покорив одну за другой крепости Иудеи, осадили Иерусалим. Осада длилась три года, и в итоге римские солдаты ворвались в святой город. Девятого ава 3828 года от сотворения мира (68 год нашей эры) римским военачальником Титом Веспасианом был разрушен Второй Храм. Он до сих пор не восстановлен, та как еврейский народ не искупил все свои грехи.
Существует и обнадеживающая притча. Рассказывают такую историю о рабби Акиве — мудреце, жившем во II веке. Однажды он со спутниками поднялся на Храмовую гору, они ходили между развалинами Храма. В том месте, где некогда находилась Святая святых, из-под наваленных камней вылезла лиса — там находилась ее нора. Спутники рабби Акивы не смогли сдержать слез, а он вдруг засмеялся. «Почему ты смеешься?» — спросили они. «А почему вы плачете?» — сказал рабби в ответ. Тогда его спутники возмутились: «Ты еще спрашиваешь?! Смотри — кругом одни руины, лиса живет там, куда раньше мог заходить лишь первосвященник. И ты смеешься?». Рабби Акива объяснил причину своего смеха. Он процитировал пророка Миху: «Вспахан будет Сион, и Иерусалим превратится в руины» (3:12). Пророчество сбылось, спутники рабби видели это, но не радость, а горечь наполняла их сердца от того, что оно сбылось. Тогда Акива процитировал пророка Захарию, предвещавшего будущее восстановление и величие Иерусалима. Рабби Акива увидел в осуществлении первого пророчества надежду на то, что сбудется и второе. Cпутники рабби Акивы были выдающиеся учителя того времени. Хотя они и пребывали в глубокой печали (Храм был разрушен, политическая ситуация не внушала надежд, торжество римского оружия казалось необоримым), и диалектика рабби Акивы была для них совершенно неожиданной, но они смогли оценить ее по достоинству. В Талмуде, рассказывающем про эту прогулку по Храмовой горе, приводится их согласное восклицание: «Акива, ты утешил нас!»
Девятого ава все евреи должны соблюдать траур и строгий пост в память о разрушении Храма, но при этом восхвалять Творца, который обещал не только разрушить, но в будущем восстановить Храм в Иерусалиме.
Вспомним события, произошедшие девятого ава за всю историю еврейского народа:
- в 2449 году от сотворения мира (1313 году до нашей эры) Всевышний вынес приговор, согласно которому вышедшее из Египта поколение было обречено скитаться по пустыне 40 лет и умереть, так и не увидев Страны Израиля;
- в 3338 году от сотворения мира (422 году до нашей эры) вавилонским царем Навуходоносором был разрушен и сожжен Первый Храм, построенный Соломоном в IX веке до нашей эры. Жители страны были угнаны в Вавилонию;
- в 3828 году от сотворения мира (68 году нашей эры) римским военачальником Титом Веспасианом был разрушен и сожжен Второй Храм, построенный в IV веке до нашей эры;
- в 135 году нашей эры пал последний оплот еврейских повстанцев, а предводитель восстания Шимон Бар‑Кохба был убит. По свидетельству римского историка Диона Кассия, в сражениях той войны погибло 580 000 евреев, разрушены 50 укрепленных городов и 985 поселений. Почти вся Иудея превратилась в выжженную пустыню;
- спустя несколько лет после поражения Бар-Кохбы, римский правитель Турнус Руфус перепахал территорию Храма и его окрестностей. Исполнилось сказанное пророком: «Из-за вас Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим станет руинами, а Храмовая гора — лесистым холмом» (Миха, 3:12). Захватчики запретили евреям жить в Иерусалиме. Любому человеку, нарушившему запрет, грозила смертная казнь. Иерусалим стал языческим городом под названием Элия Капитолина;
- в 1095 году папа Урбан II объявил о начале Первого крестового похода, в результате которого «воины Иисуса» убили десятки тысяч евреев и уничтожили множество еврейских общин;
- в 1146 году, во время Второго крестового похода были организованы погромы в еврейских общинах Германии и Франции;
- в 1290 году началось изгнание евреев из Англии;
- на следующий день после девятого ава в 1306 году был издан указ об изгнании евреев из Франции, при этом они обязаны были оставить все свое имущество;
- в 1348 году европейских евреев обвинили в организации одной из крупнейших в истории эпидемий чумы — так называемой «черной смерти». Это обвинение привело к жестокой волне погромов и убийств;
- в 1492 году король Испании Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская издали указ об изгнании евреев из Испании. Более 300 000 евреев покинули страну. Многие оставшиеся в стране были вынуждены креститься, но втайне придерживались еврейской веры и надеялись, что найдут возможность выехать из Испании. Инквизиция неустанно следила за ними и сжигала на кострах тех, кто был уличен в соблюдении еврейского закона. Ни Англия, ни Франция, ни Германия евреев не принимали, и они рассеялись по берегам Средиземного моря;
- в 1555 году евреи Рима были переселены в первое гетто;
- в 1567 году были переселены в гетто остальные евреи Италии;
- в 1648 году произошла резня сотен тысяч евреев в Польше, Украине и Бессарабии, устроенная Хмельницким и его сподвижниками;
- в 1882 году в России начались погромы еврейских общин в пределах черты оседлости;
- в 1914 году началась Первая мировая война. В августе 1914 сотни еврейских общин Восточной Европы были уничтожены. Семьи были разрознены. Вторая мировая война, обернувшаяся для евреев настоящей катастрофой, явилась продолжением первой;
- в 1942 году началась депортация евреев из Варшавского гетто. Начал действовать лагерь смерти в Треблинке.
Несмотря на все печальные события, евреи продолжают верить, что когда‑нибудь этот девятое ава станет самым большим праздником: все евреи раскаются в своих грехах и в этот день родится Машиах (Мессия).
По материалам сайтаshmaisrael.nnm.ru