Другие еврейские храмы

Библия повествует, что в горах надела Эфраима некий Миха сделал небольшой храм, где стояла статуя и находился эйфод. В нём прислуживал левит (Шофтим, 17–18). Этот храм был перенесен переселившимся на север коленом Дана. Другим духовным центром был Бейт‑Эль, где, согласно Библии, еще Яаков основал святилище Б‑га Израиля (Берешит, 28:22).

Другие еврейские храмы

Храмы Израильского царства 

Библия повествует, что в горах надела Эфраима некий Миха сделал небольшой храм, где стояла статуя и находился эйфод. В нём прислуживал левит (Шофтим, 17–18). Этот храм был перенесен переселившимся на север коленом Дана. Другим духовным центром был Бейт‑Эль, где, согласно Библии, еще Яаков основал святилище Б‑га Израиля (Берешит, 28:22).

Для того, чтобы подорвать статус Иерусалима как духовно‑политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Иеровоам I восстановил святилища в Бейт‑Эле и Дане (Шмуэль I, 12:26–33) и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов (Шмуэль I, 12:28).

Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Бейт‑Эле в 732 и 721 годах до нашей эры укрепило положение Иерусалимского храма как центрального святилища всех израильских колен. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Песах в Иерусалим (Диврей hа-Ямим II, 30:1). С восхождением же на престол благочестивого царя Иосии (Йошиягу) в 662 году до нашей эры были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр.

Храм на горе Гризим

Во время правление последних царей Иудеи сохранившиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом. Ещё в начале периода возвращения в Сион лидеры Самарии пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли их, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися, а также способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно‑этническую группу. Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.

Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошёл уже после Нехемии. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события. Вероятно, оно относится к концу V века до нашей эры. Так или иначе, ко времени завоевания Иудеи Александром Македонским в 332 году до нашей эры самаритяне уже были вполне сформировавшейся религиозно‑этнической группой, обособленной от евреев.

Тогда из-за женитьбы на дочери Санваллата, предводителя самаритян, Менаше был смещен из семьи первосвященников. В противовес Иерусалимскому храму, Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному расхождению между евреями и самаритянами, которые впоследствии объявили Гризим более священным местом, чем Иерусалим. Он считали, что жертвоприношение Ицхака происходило на горе Гризим, поскольку Гризим и есть Бейт‑Эль, где Г‑сподь заключил союз с Яаковом, и она же является Мориа. Моисей же, по их мнению, завещал устроить жертвенник не на горе Эйвал, а на Гризим. Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства и признают только письменную Тору, отвергая Тору устную.

После завоевания Александром, которому самаритяне оказали поддержку, между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на Иерусалимский храм. Самаритяне потеряли расположение Александра, когда сожгли македонского наместника в городе Самария. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в Шхем, который стал их религиозным центром. 

Хотя самаритяне не участвовали в восстании Маккавеев, Антиох IV Эпифан после 167 года до нашей эры превратил самаритянский храм на горе Гризим в храм Зевса. В правление Йоханана Гиркана I самаритяне вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 годах до нашей эры, Йоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем был отстроен лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по‑видимому, после царствования Йоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.

Император Адриан построил на восточном отроге Гризим новый храм Зевса, уничтоженный в IV веке при императоре Юлиане Отступнике. При императоре Зеноне в 484 году на руинах самаритянского храма была выстроена церковь Богоматери. После арабского завоевания церковь была разрушена в 754–755 годах аббасидским халифом Аль‑Мансуром. 

Храм Б-га Израиля в Египте

Вероятно, что вскоре после разрушения вавилонянами Иерусалимского храма еврейские колонисты в Элефантине соорудили храм Б‑га Израиля. Во всяком случае, когда в 525 году до нашей эры, персидский царь Камбиз II завоевал Египет, храм в Элефантине уже существовал. Здание было разрушено в 410 году до нашей эры.

Храм Ониаса

В середине II века до нашей эры в период правление Птолемея VI Филометора, Ония IV из рода иерусалимских первосвященников основал храм в Леонтополисе (Нижнем Египте), называемый храмом Ониаса.

Храм Ониаса был построен наподобие Иерусалимского, однако отличался от него в деталях. Все время существования храма Ониаса службу в нем вели Хонио и его сыновья. Священная утварь в нем была такой же, что и в Иерусалиме, с тем исключением, что вместо стоявшей на полу Меноры, использовалась подвесная.

Храм в Леонтополисе несколько раз упоминается у Иосифа Флавия, из чего можно сделать вывод, что евреи Египта, приносившие там жертвы, не рассматривали этот храм как равный по святости Иерусалимскому. В еврейской литературе Египта того времени почти нет упоминаний о Доме Ониаса, тогда как жертвоприношениям в Иерусалимском храме посвящены многие страницы.

В Талмуде отношение к храму Ониаса неоднозначно: некоторые законоучители считали, что жертвоприношения там были идолопоклонством (Авода Зара 49), в то время как другие полагали, что, хотя эти жертвоприношения были неправомочны, тем не менее, они приносились Б‑гу Израиля (Менахот, 109–110а). Священникам этого святилища отказывалось в праве служить в Иерусалимском храме.

Храм Ониаса недолго просуществовал после разрушения Иерусалимского храма и был уничтожен в 73 году нашей эры по приказу императора Веспасиана. 

По материалам сайтаwww.ru.wikipedia.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.