Еврейский музей
В 1916 году в столице Российской империи на 5‑ой линии Васильевского острова в доме № 50 был открыт Еврейский музей. Это событие стало итогом деятельности Еврейского историко‑этнографического общества под руководством С. М. Дубнова, М. М. Винавера и С. Л. Цинберг.
Еврейский музей
В 1916 году в столице Российской империи на 5‑ой линии Васильевского острова в доме № 50 был открыт Еврейский музей. Это событие стало итогом деятельности Еврейского историко‑этнографического общества под руководством С. М. Дубнова, М. М. Винавера и С. Л. Цинберг.
Главную роль в создании музея сыграл выдающийся общественный деятель, историк, писатель и публицист С. Ан-ский — Семён Акимович Раппопорт. Человек необычайных способностей и потрясающей энергии, он, после многолетних исканий и участия в русском революционном движении, вернулся к служению еврейским национальным идеалам.
В 1911–1914 годах Ан-ский возглавил серию этнографических экспедиций в губернии черты оседлости: Подольскую, Волынскую, Киевскую. В этих экспедициях, проводившихся при финансовой поддержке семьи известных петербургских меценатов — Гинцбургов, участвовали многие будущие создатели и сотрудники музея: художник С. Юдовин, фольклористы и музыковеды Ю. Энгель и З. Киссельгоф. Собранная ими богатейшая коллекция этнографических предметов, документов, фольклорных записей и сделанные в ходе экспедиций зарисовки и фотографии, стали фундаментом создаваемого музея.
Основатели музея опирались на работающие в то время национальные научные структуры: Еврейское историко-этнографическое общество, Общество Еврейской народной музыки, Еврейское литературное общество, а также на группу историков, выпускавших такие известные научные издания как «Еврейская старина» и «Пережитое».
При открытии музея его фонды насчитывали около тысячи экспонатов: утварь, предметы, необходимые для выполнения религиозных обрядов, рукописи, старопечатные книги, восковые валики с записями народных песен — всё то, что ярко отражало жизнь евреев на территории Российской империи.
К сожалению, музей существовал недолго: весной 1918 года новая большевистская власть его закрыла. Это было сделано для того, чтобы национализировать хранившиеся в нем ценности. Борьба за возрождение музея продолжалась несколько лет, и он вновь был открыт в 1923 году. Председателем музейной комиссии стал известный скульптор И. Гинцбург, его заместителем — врач А. Брамсон, а хранителем — художник С. Юдовин. В тот период музей, как и другие «старые» еврейские научные общества (ОПЕ, ЕИЭО), отторгнутые властью, существовал с помощью средств, предоставляемых из-за границы.
В конце 20‑х годов в условиях изменения национальной политики и общих репрессий, власти приступили к ликвидации всех «буржуазных» еврейских научных структур. В декабре 1929 года Еврейский музей закрыли. Хранившиеся в нём ценнейшие экспонаты передали в государственные хранилища Ленинграда, Киева, Одессы, Минска.
Сегодня многие предметы, книги и картины, ранее принадлежавшие Еврейскому музею, находятся в Киевском музеях, в Российском этнографическом музее и Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.
В наши дни прилагаются все усилия для возрождения Еврейского музея в Санкт-Петербурге. Были получены подарки из семейных коллекций петербуржцев, приобретены первые экспонаты, найденные в ходе историко-этнографических экспедиций в районы бывшей черты оседлости, и уже готовятся первые выставки.
Цель сотрудников музея — возродить былые традиции еврейского Петербурга по сохранению и популяризации национальных традиций еврейского населения страны.
По материалам сайта judaica.spb.ru