Грядущие дни, воскресенье мертвых
Понятие ахарит hа‑ямим (грядущие дни) включает в себя все, что произойдет с народом Израиля и со всем миром во времена, предшествующие пришествию Машиаха — Мессии. В «дни мессианские» и «в грядущем» — в мире после наступления дней мессианских.
Грядущие дни, воскресенье мертвых
Ахарит hа‑ямим (грядущие дни)
Понятие ахарит hа‑ямим (грядущие дни) включает в себя все, что произойдет с народом Израиля и со всем миром во времена, предшествующие пришествию Машиаха — Мессии. В «дни мессианские» и «в грядущем» — в мире после наступления дней мессианских.
В пророчестве грядущие дни символизируют возвышенное стремление к совершенствованию мира и к царству справедливости. С давних времен еврейскому народу было свойственно это стремление и надежда на счастливое будущее нации после длинной цепи страданий и бедствий, берущей начало в Египте.
Пророчество о грядущих днях во все времена утешало преследуемую нацию, поддерживало ее в тяжком изгнании среди разрушения, убийств, преследований, пыток и оскорблений. В этом пророчестве заложены нравственные, национальные и общечеловеческие основы, оно несет надежду и веру, без которых еврейство не могло бы выстоять в страшных условиях изгнания.
Понятие грядущие дни встречается уже в начале 49‑й главы книги Бытия, в словах Яакова: «…соберитесь, и я сообщу вам, что случится с вами в грядущие дни». Идея грядущих дней нашла отражение в словах пророков о том, что произойдет с нацией и с человечеством в далеком будущем, и о «дне Г‑спода», который наступит перед этим.
Пророк Амос, а за ним и другие пророки, видели в дне Г‑спода не только отмщение врагам, но также тяжелые испытания и для самого Израиля. В тот день произойдут перемены во всем существующем с сотворения мира: «Говорит Г‑сподь Б‑г: “Сокрою солнце в полдень и омрачу землю среди светлого дня”» (Амос, 8:9).
Но несмотря на великие бедствия, дом Яакова не погибнет. После этой трагедии дом Израиля возвратится к себе и не останется среди них ни одного израильтянина. «Ибо вот, я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерна в решете, и ни одно не падает на землю» (Амос, 9:9). Вместе с этим поднимется «пошатнувшийся шатер Давида» и будет возведен, как в прежние дни. Б‑г возвратит из плена народ свой — Израиль — и поселит его на земле его, и земля больше не прогонит их.
Йешаягу (Исайя) расширяет идею: он говорит о всеобщем мире не только между народами, но также между всем живым: «И выйдет ветвь из ствола Ишая, и поросль произрастет от корня его. И почиет на нем дух Г‑сподень, дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и страха Г‑сподня… Он будет судить бедных по правде… И будет препоясанием чресл его правда, и препоясанием бедр его — вера. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и леопард лежать с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детеныши их будут лежать рядом, а лев, как вол, будет есть солому… Не будут делать зла и вреда на всей святой горе моей, ибо земля наполнится ведением Г‑спода, как водами наполняется море. И будет в тот день: к корню Ишая, который станет знаменем для народов, к нему обратятся народы, и мир будет славою его» (Йешайяу, 11:1‑10).
Пророк Йехезкель видит возрождения народа Израиля и его счастья в грядущих днях.: «А раб мой Давид будет царем над ними и пастырь один будет для всех их, по законам моим ходить будут, и уставы мои соблюдать, и исполнять их. И будут жить на земле, которую я дал рабу моему Яакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их вовеки… И будет у них жилище мое, и буду им Б‑гом, а они будут моим народом. И узнают народы, что я Г‑сподь, освящающий Израиля, когда святыня моя будет среди них вовеки» (Йешайяу, 37:24‑28).
Пророк Йешайяу считает, что народ Израиля призван исполнить миссию более важную, чем та, которую видели другие пророки. Израиль — раб Г‑спода, и поэтому он страдает больше других народов. Он несет ответственность не только за свой грех, но также и за грехи всех народов мира. Поэтому в грядущих днях он будет «светом для народов» и принесет всем народам спасение. После страданий и оскорблений Израиль «возвысится, и вознесется, и весьма возвеличится», и, обретя счастье, он принесет счастье всему человечеству: «новые небеса и новую землю» сотворит Г‑сподь. Наступит долголетие, мир воцарится на земле, народы примут его царство небесное, а Храм будет «домом молитвы для всех народов».
В книге Даниэля можно найти четкие представления о воздаянии и каре после смерти и воскресении мертвых: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниэль, 12:2).
В Талмуде и в мидрашах периода танаим грядущие дни похожи на те, что описаны в Библии. Они представляют собой длинную цепь сменяющих друг друга событий: муки перед появлением Мессии, пришествие Элиягу, шофар Мессии, собирание изгнанников, пришествие Мессии, война Гога и Магога, мессианские дни, День страшного Суда, новый мир, воскресение мертвых и мир грядущий.
Муки перед пришествием Мессии
«Дерзость умножится и дороговизна возрастет, лоза принесет плоды, а вино дорого, и нет порицания. Повсюду распущенность и опустошение… Мудрость книжников протухнет, боящиеся греха отвратятся, и истина исчезнет… Подростки будут оскорблять стариков, старые будут стоять перед малыми, сын будет позорить отца, дочь пойдет против матери, невестка против свекрови; враги человека — домашние его, обличье поколения, как морда пса, сын не стесняется отца. На кого же нам опереться? На отца нашего небесного» (Сота, 9:15).
Приход Элиягу (Ильи-пророка)
Когда святой, благословен он, будет избавлять Израиль, за три дня до пришествия Мессии, придет Элиягу и, стоя на горах Израиля, спросит: «Горы страны Израиля, доколе быть вам засохшими и пустынными?» И голос его будет слышен от конца мира до конца мира. А затем он скажет: «Мир сошел на землю!»
На следующий день он придет вновь и, стоя на горах Израиля, произнесет: «Добро пришло на землю». В третий день Элиягу скажет: «Спасение пришло на землю». В этот час святой, благословен он, явит славу и царство свое всем людям и избавит Израиль, который будет освобожден первым.
Трубный глас
Трубный глас будет предшествовать собиранию изгнанников. Трижды в день еврей повторяет в молитве: «Труби великим рогом о нашей свободе, подними знамя для собирания наших изгнанников, собери нас вместе с четырех концов земли. Благословен ты, Г‑споди, собирающий рассеянных [по всему миру сынов] народа твоего, Израиля».
Собирание рассеяния
Вера в собирание рассеянных по всему миру сынов неотделима от веры в Мессию. Сказал рабби Йоханан: «Велик день собирания рассеяния (кибуц галуйот) как день, когда сотворены были небо и земля».
Существует различные мнения о возвращении десяти колен. Рабби Акива пишет, что десять колен не возвратятся: «И бросил их в другую землю, по сей день» и «Подобно сему дню, который проходит и не возвращается, так и они ушли и не вернутся». Однако рабби Элиэзер говорит иначе: «Как сей день смеркается и светает, так и десять колен минуют сумерки, и для них наступит рассвет».
Пришествие Мессии
Наши мудрецы учат: «Когда придет царь Мессия… он скажет Израилю: “Наступила пора избавления вашего! А если вы не верите, взгляните на свет, взошедший над вами — восстань, озарись, ибо пришел твой свет, и слава Г‑сподня взошла над тобою. Взошла только над вами, но не над народами мира, ибо вот, тьма покроет землю, и мрак народы, а над тобою воссияет Г‑сподь”И скажет Израиль Мессии: “Блажен час, когда ты родился, блаженно поколение, узревшее его благо вам, Израиль, что такое уготовано вам”».
Война Гога и Магога
Войны начнутся до наступления дней мессианских. Поражение будет нанесено врагам не одним ударом, их падение будет постепенным.
Мессианские дни
Большинство мудрецов Талмуда полагает, что враги будут уничтожены в течение двенадцати месяцев. В мессианские дни исчезнет все оружие. О счастье мессианских дней говорится во многих мидрашах.
День суда
Святой, благословен он, призовет каждый народ к себе и спросит: «Кому служили вы в прошлом и кому поклонялись?» А они ответят: «Идолам серебряным и идолам золотым». И скажет тогда святой, благословен он: «Пройдите через огонь вы и ваши боги; если они могут спасти вас, пусть спасут». Тогда народы попытаются пройти через огонь и сгорят.
Затем придут сыны израилевы, и святой, благословен он, скажет им: «Кому вы служили?», а они ответят: «Тебе, Г‑споди — отец наш, избавитель наш, вечно имя твое». И тогда святой, благословен он, спасет их от наказания в преисподней. И они будут сидеть в саду Эденском и наслаждаться его плодами.
Обновление мира
После Дня суда святой, благословен он, обновит для народа Израиля небо и землю. Земля, обновленная всесвятым, произрастит деревья и различные плоды. Тогда он определит место праведников и благочестивых: каждого поколения, каждого создания и каждой души, и все будут жить вечно.
Рамбам так говорит о мессианских днях: «Царь Мессия возвратит былое величие царству Давида, а кто не ждет его пришествия — тот не верит не только пророкам, но и Торе, и нашему учителю Моисею. И пусть не возникнет у тебя мысль, что царь Мессия должен вершить знамения и чудеса, что он меняет мировой порядок, оживляет мертвых, это не так».
Рабби Акива был одним из великих мудрецов Мишны, и он был среди поддержавших царя Бар Кохба. И он говорил о нем, что тот царь Мессия. Рабби Акива и все мудрецы его поколения думали, что Бар Кохба — царь Мессия, пока тот не погиб. А когда он погиб, они поняли, что он не является Мессия, но не просили у него мудрецы ни знаков, ни чудес.
В тот момент, когда встанет царь из дома Давидова, изучающий Тору и исполняющий заповеди, как Давид — праотец его — учение Торы письменной и учение Торы устной, и склонит весь Израиль к тому, чтобы жили они согласно его учению, и будет вести войны Г‑спода, — это будет означать то, что он Мессия. Если деяния его будут успешны, и он возведет Храм на месте его, и соберет рассеянных по миру сынов израилевых, — это несомненно будет означать то, что он Мессия. Он исправит весь мир, чтобы служить Г‑споду всем вместе: «Тогда дам народам уста чистые, чтобы все возглашали имя Г‑спода и служили Ему единодушно».
Не стоит считать, что в дни мессианские будут изменены существующие в мире устои. Все останется таким же, как было установлено издревле. А то, что сказано у Йешаягу: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком…» — это притча, означающая, что сыны израилевы будут жить в безопасности с нечестивыми идолопоклонниками. В дни царя Мессии все будут знать, о что рассказывает притча, и что подразумевается в ней. Мудрецы и пророки стремятся к дням мессианским не для того, чтобы властвовать над миром или обрушиться на идолопоклонников, и не для того, чтобы есть, пить и радоваться. Они стремятся к ним, чтобы освободить себя для чтения Торы и познания ее мудрости, ведь в эти дни никто и ничто не будет препятствовать и мешать им.
В дни мессианские не будет ни голода, ни войны, ни зависти, ни состязания, а будет добро в изобилии, вкусная еда для всех, и весь мир будет занят одним — познанием Г‑спода. А сыны Израиля будут великими мудрецами, ведающими сокрытое от других, и достигнут они познания Творца, насколько это в силах человеческих: «Ибо наполнится земля познанием Г‑спода, как водами наполняется море» (Гилхот-мелахим).
Тхият ha‑метим (воскресение мертвых)
Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом, гласит: «Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Творец, да будут благословенны память и имя его во веки вечные». Согласно этому, тела усопших не исчезают, несмотря на процессы разложения, и, в конце времен, с приходом Мессии, они соединятся и вновь возродятся. В общих чертах о воскресении мертвых говорится уже в Шмуэль I (10:17‑24), когда пророк Элиягу оживил сына женщины из Цорфата. Подобное рассказывается и об Элише, который оживил сына женщины из Шунама (Шмуэль II, 4:18‑37). Описанные случаи скорее можно причислить к чудесам, однако в книге Йешайяу (25:19) говорится о воскресении мертвых с помощью животворной росы: «Оживут мертвые твои, восстанут умершие, проснутся и запоют лежащие в прахе, ибо роса твоя — животворна…». А пророк Йехезкель говорит о сухих костях, которые вернулись к жизни. Однако сам пророк объясняет, что он подразумевает весь народ Израиля, который восстанет из мертвых.
Были и мудрецы, которые воспринимали воскресение мертвых буквально. Например, рабби Элиэзер, сын рабби Йоси hа‑Галили говорил: «Умершие, которых оживил Йехезкель, прибыли в Эрец Исраэль, женились и родили сыновей и дочерей. Встал рабби Йегуда бен Бетейра на ноги и сказал: “Я из их потомков, и вот тфилин, которые оставил мне один из этих пращуров”».
А в книге Даниэля сказано: «И многие из спящих в прахе проснутся, кто для вечной жизни, а кто — для вечного позора».
Вера в воскресение мертвых была одной из главных тем для споров между прушим и цдуким. Цдуким не верили в воскресение, а Мишна причислял отрицающих воскресение к тем, кому нет места в будущем мире.