Х. Донин. Брак

Свадебная церемония состоит из кидушин (обручения) и нисуин (бракосочетания).

Х. Донин. Брак

Свадьба 

Свадебная церемония состоит из кидушин (обручения) и нисуин (бракосочетания).

При совершении кидушин должны присутствовать два правомочных свидетеля. Жених надевает невесте на палец кольцо и произносит:

«Вот: ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля!»

Во время проведения обряда нисуин жених и невеста стоят под хупой (свадебным балдахином) и читают семь специальных благословений — шева брахот. Обряд нисуин должен происходить в присутствии миньяна.

После обручения читают Ктубу — брачный контракт, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене.

Обручальное кольцо должно быть без камня. Его нельзя одалживать или брать напрокат, поскольку оно является подарком, а не просто символом свершившегося брака. Именно поэтому кольцо должно быть собственностью жениха. Если он хочет использовать для церемонии фамильную драгоценность, он обязан купить такое кольцо у законного владельца или получить его в подарок.

В конце церемонии бракосочетания принято разбивать стакан в память о разрушении храма. Сразу же после нисуин молодожены на короткое время уединяются в отдельной комнате.

После церемонии бракосочетания устраивают праздничную трапезу, во время которой вновь читают шева брахот. Главная мицва — веселить жениха и невесту: музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы.

Бракосочетания не проводят в субботу, праздники, в посты и в период между праздниками Песах и Шавуот.

Запрещенные браки

Связь между евреем (еврейкой) и нееврейкой (неевреем) не признается браком, даже если она скреплена официальным гражданским актом той или иной страны. Человек, состоящий в таком браке, считается неженатым. Статус ребенка, рожденного от подобной связи, зависит от того, является ли еврейкой его мать. Если мать еврейка, то и ребенок будет считаться евреем. Однако, если мать не является еврейкой, то ребенок будет являться незаконнорождённым.

Тора запрещает жениться не только на кровных родственниках: матери, дочери, сестре, внучке, тете (как со стороны матери, так и со стороны отца), но и на бывшей жене или вдове сына, отца, дяди, брата. К этой категории относятся также кровные родственники жены: ее мать, сестра (разрешается заключить брак с сестрой покойной жены) и дочь от предыдущего брака. Запрещено вступать в брак с женщиной, не получившей законный развод по еврейским законам — гет.

Ни при каких обстоятельствах вышеперечисленные связи не могут считаться браком, даже если они узаконены каким-либо гражданским актом. Для прекращения таких связей не требуется гет. Дети, родившиеся в результате подобных связей, являются мамзерим — незаконнорожденными. «Не оскверняйтесь ничем этим… Ибо все эти мерзости делали люди этой земли… Тот, кто совершит какую-нибудь из этих мерзостей, душа его истреблена будет из среды его народа… Соблюдайте же закон Мой и не поступайте по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, чтобы не оскверниться ими» (Вайикра, 18:24, 18:27, 18:29, 18:30).

Ребенок, рожденный незамужней еврейкой, как бы это ни противоречило морали, не считается незаконнорожденным и не ущемляется в правах.

По закону Торы коэну нельзя жениться на:

  • разведенной;
  • женщине, освобожденной от левиратного брака;
  • женщине, родившейся нееврейкой и перешедшей в еврейство;
  • женщине, известной своим беспутством или состоявшей в запрещенной связи;
  • женщине, родившейся в результате незаконного брака.

Если коэн все-таки вступил в такой брак, он теряет свой статус. Его дети не являются мамзерим, но называются халалим — оскверненные — и лишаются права исполнять обязанности коаним. Девочка (халала) не может выйти за коэна замуж.

Процедура развода

В Талмуде сказано: «Когда человек разводится, даже жертвенник Всевышнего проливает слезы» (Гитин, 906). Иудаизм рассматривает развод как последнее средство, к которому прибегают только тогда, когда все надежды восстановить семейную гармонию потеряны. В этом крайнем случае развод считается меньшим злом, чем продолжающееся сожительство озлобленных друг на друга людей.

Брак, освященный Всевышним, не может быть расторгнут иначе, как в соответствии с заповедями Торы. Гражданский развод не имеет силы перед еврейским законом. Чтобы развестись, супруги должны обратиться в бейт дин — раввинский суд.

Хотя бейт дин не должен давать согласия на развод, не предприняв попыток помирить супругов, по закону взаимное нежелание супругов жить вместе является достаточным основанием для прекращения брака. Если между супругами достигнута договоренность о разделе имущества, вся процедура может занять полтора‑два часа, которые необходимы для подготовки документа о разводе. Текст гета, написанный на иврите, нестандартен и в каждом случае составляется заново. Причины развода в гете не указываются.

Во время процедуры развода мужу и жене задают ряд стандартных вопросов, чтобы удостовериться, расходятся ли они по доброй воле. Хотя закон предусматривает, что решающей стороной является муж, который «дает гет» жене, нельзя принуждать жену взять гет против ее желания.

Процедура развода упрощается, если проводится в присутствии и мужа, и жены. С другой стороны, и он, и она вправе назначить доверенное лицо, которое будет представлять их при оформлении развода.

Гет хранят в раввинском суде. Бывшие супруги получают специальные письма, называемые птур — освобождение, — которые подтверждают их право вступить в новый брак. При утере птура можно получить его дубликат. Если же теряется гет, восстановить его невозможно.

После развода женщина имеет право выйти замуж не раньше, чем через девяносто два дня. Этот порядок установлен для того, чтобы устранить всякие сомнения относительно отцовства ребенка, который может у нее вскоре родиться.

По материалам сайтаwww.istok.ru 

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.