Х. Донин. Супружеские отношения

Какая семья не мечтает создать уютный дом, где царят мир, гармония и спокойствие? По еврейскому закону, супруги должны избегать всего, что нарушает Шлом байт (мир в семье) — ссор, подозрительности, раздражения, обид. Наши мудрецы говорят: «дом, в котором поселились распри, в конце концов разрушится».

Х. Донин. Супружеские отношения

Какая семья не мечтает создать уютный дом, где царят мир, гармония и спокойствие? По еврейскому закону, супруги должны избегать всего, что нарушает Шлом байт (мир в семье) — ссор, подозрительности, раздражения, обид. Наши мудрецы говорят: «дом, в котором поселились распри, в конце концов разрушится».

Женщина не должна откладывать омовение в микве или каким-либо другим способом воздвигать преграду между собой и мужем, чтобы досадить ему или отомстить. Серьезным грехом является использование физического влечения в качестве способа наказания супруга или средства давления на него.

Мудрецы Талмуда строго предостерегают мужчину от оскорбительных слов в адрес жены, даже если рядом нет посторонних. Особенно тяжек грех, когда муж обижает жену на людях. «Муж должен любить свою жену, по меньшей мере, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя» (Йевамот, 626; Сангедрин, 766).

«Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства» (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы, даже в ущерб своим собственным потребностям, чтобы его жена и дети получали все необходимое.

«В делах домашних… мужчина должен следовать совету жены, и тогда мир и благополучие будут царить в его доме» (Бава Мециа, 59). «Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем» (Бемидбар Раба, 89). «“Кто богат?” — спросил рабби Акива и ответил: “Тот, чья жена ласкова и добра”» (Шабат, 256).

Развод

Если в отношениях между мужем и женой появилась неприязнь, и в доме постоянно возникают ссоры, супругам лучше разойтись. В подобных случаях Тора разрешает расторгнуть брачные узы с помощью развода. Его процедура строго регламентирована Галахой.

Союз, заключенный по законам Торы, не может быть аннулирован постановлением светского суда. Пока не совершена церемония, предусмотренная Галахой, брак считается действительным.

Новый брак, заключенный после гражданского развода, не имеет законной силы и рассматривается как внебрачные отношения. Они не только порочат бывших супругов и их нынешних партнеров перед Всевышним, но и бросают тень незаконного происхождения на детей, которые могут родиться у таких супругов.

Хотя Тора разрешает развод и признает достаточной причиной для него даже несовместимость характеров, все же к этому шагу не следует прибегать необдуманно или поспешно. Стоит разводиться лишь тогда, когда всякая надежда на преодоление разногласий потеряна, а взаимная враждебность и неприязнь растут. Тот, кто разводится, когда это становится неизбежным, не совершает дурного поступка. И все же любой развод, особенно когда он затрагивает интересы детей, всегда трагедия. Недаром Талмуд говорит, что всякий раз, когда семья распадается, «даже алтарь Всевышнего источает слезы».

 

По материалам сайтаwww.istok.ru

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.