Хасидизм

Термин хасидизм произошел от слова хасид — богобоязненный, милостивый преданный заповедям Г-спода. Xасидизм — это религиозно‑мистическое движение, возникшее в XVIII веке в Подолии. Основателем этого движения был рабби Исраэль Баал Шем‑Тов, прозванный Бештом. Бешт родился в 1700 году в бедной семье в городке Укопы. Простотой и прямодушием Бешт покорял сердца людей, чьи духовные потребности были близки его собственным. Бешт нашел последователей, утверждая, что слияние человека с Творцом достигается не только путем изучения Торы, доступным не всем, но и восторженной молитвой, во время которой человек чувствует себя единым с Творцом. Бешт утверждал, что человек должен стремиться к общению с Б‑гом радостной и пламенной молитвой и любовью к ближнему.

Хасидизм

Термин хасидизм произошел от слова хасид — богобоязненный, милостивый преданный заповедям Г-спода. Xасидизм — это религиозно‑мистическое движение, возникшее в XVIII веке в Подолии. Основателем этого движения был рабби Исраэль Баал Шем‑Тов, прозванный Бештом. Бешт родился в 1700 году в бедной семье в городке Укопы. Простотой и прямодушием Бешт покорял сердца людей, чьи духовные потребности были близки его собственным. Бешт нашел последователей, утверждая, что слияние человека с Творцом достигается не только путем изучения Торы, доступным не всем, но и восторженной молитвой, во время которой человек чувствует себя единым с Творцом. Бешт утверждал, что человек должен стремиться к общению с Б‑гом радостной и пламенной молитвой и любовью к ближнему.

Верный путь к этому — радость, душевный подъем и оптимистическое отношение к жизни и людям, а не самоизнурение и печаль. Бешт утверждал, что простой человек, непреложно верующий и обращающийся к Г‑споду в молитвенном воодушевлении, милее Г‑споду, чем большой знаток Торы, у которого нет ничего, кроме учености. Это учение, которое было близко духу простого люда, завоевало популярность не только среди простонародья, но и в среде магидов (проповедников), меламедов (учителей), резников и многих других, которые были далеки от учености раввинов и отшельничества каббалистов.

Около 1740 года Бешт поселился в городке Меджибож в Подолии, который вскоре стал центром его деятельности. В этом городке вокруг него собралась большая группа учеников, и он преподавал им свое учение не в формальных, сложных лекциях, а в беседах, используя притчи и сказания. Он сам не записал почти ничего, и его учение сохранилось лишь в сочинениях его ближайших учеников.

Две главные идеи определи учение Бешта:

  1. Б‑г заполняет весь мир и приближен ко всякому месту. Следует считать, что Творец заполняет своим величием всю землю и всегда присутствует в человеке, и он повелевает всем, что происходит в мире. Человек должен думать и непреложно верить, что он смотрит на Творца, а Творец на него (завещание Рибаша, страница 42).
  2. Есть взаимные отношения между верхним и нижним мирами.

Вторая идея была заимствована из каббалы, и смысл ее заключался в том, что деяния человека могут воздействовать на высшие сферы и на провидение.

Согласно учению Бешта, главная цель религии — приближение к божественному, которого удостаиваются посредством полного сосредоточения мысли на Творце мира и стремления познать все явления жизни. Истинное воссоединение с Г‑сподом происходит во время молитвы, когда душа находится в восторженном состоянии, она как бы абстрагируется от материального. Ученость не имеет ценности, если в ней нет нравственного света Торы, поэтому предпочтительнее человеку читать Агаду, Мидраш и книги по этике. Настоящий хасид служит Г‑споду не только с помощью соблюдения заповедей, но всем своим существом, всеми своими помыслами. Находясь в постоянном соприкосновении с Б‑гом, человек может удостоиться духа святости, пророческого дара и даже способности совершать чудеса. Но этого достигают только немногие избранные и великие праведники. Те, кто удостаиваются этого, должны стать опорой простых людей во всех их нуждах и в служении Б‑гу. Простой человек нуждается в цадике — праведнике. Раввин соприкасается с народом, только когда тот приходит к нему с вопросами, и отвечает на них кратко: можно или нельзя. Призвание цадика в том, чтобы указать путь народу и обращаться к его сердцу. Он всегда заботится о людях, спрашивает про их нужды, а затем обращается к Г‑споду и просит у него милости. Так учит хасидизм.

Волна возрождения пробудила душу и веру в сердце Израиля и побудила широкие массы народа искать смысл жизни в религии. В конце XVIII века хасидизм быстро распространился на Украине и проник в Литву и Белоруссию. Увеличилось количество общин, в которых хасиды основали молитвенные дома и молились по указаниям Бешта. Хасиды пользовались особым молитвенником, авторство которого приписывают Ари из Цфата. В этом сборнике был изменен порядок некоторых молитв, а также записаны дополнительные молитвы, установленные каббалистами. Восторженные «сектанты» (так называли хасидов митнагдим, их противники) не были скрупулезны в молитвах и многие из них носили белые одежды по субботам и в праздники.

Первым последователем Бешта, который занял его место, был магид (проповедник) Дов Бер из Межерича, прозванный Великим Магидом. При нем хасидское движение окрепло и усилилось благодаря притоку новых членов — многочисленных молодых талмудистов. Хасидизм приобрел большую популярность в кругах раввинов и талмидей хахамим (мудрецов).

Крупнейшие из цадиков, прославившиеся в 80‑х годах XVIII века, вышли из окружения Магида Дова из Межерича. Каждый из этих лидеров хасидизма внес свой вклад в учение и приспособил его к особым местным условиям. Так учение хасидизма разделилось на два главных течения: украинско‑галицийское и литовско‑белорусское. Лидеры первого течения возвысили статус цадика, это звание стало передаваться от отца к сыну. Увеличилось количество «дворов» цадиков.

По особому пути пошел хасидизм в Литве и Белоруссии. Выдающийся ученик Магида из Межерича, рабби Шнеур Залман Шнеерсон внес в учение хасидизма элементы раввинской религиозной философии. Он создал метод познания, который можно было бы назвать хасидизм разума. Вместо чистосердечной веры, которую проповедовал Бешт, основанной только на чувстве, в новом учении слились вера и познание, согласно сказанному в Торе: «И познаешь Г‑спода, Б‑га твоего». Этот метод известен под именем Хабад, по первым буквам слов «хохма, бина, даат» — мудрость, разум, познание.

Xасидизм Хабада преисполнен учености и отточенности ума. Рабби Шнеур Залман, его основатель, был ученым талмудистом прежде, чем стал хасидом, и талмудические познания он внес в учение Хабада.

Цадик хасидов Хабада был воспитателем своих учеников, их проводником по стезям Г‑сподним, помогающим им прийти к главному — учению Хабад.

Особое внимание учение Хабад уделяет земле Израиля и заселению ее евреями. Следует отметить, что хасидизм придает важное значение пению во время молитв, при совместных трапезах и сходах.

По материалам сайта www.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.