Иерусалимский Храм
Иерусалимский храм (ивр. המקדש בית, Бейт hа‑Микдаш — Дом Святости) являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры. Он располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил местом для жертвоприношений, которые приносились коэнами и левитами. Храм также являлся местом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах, Шавуот и Суккот.
Иерусалимский Храм
Иерусалимский храм (ивр. המקדש בית, Бейт hа‑Микдаш — Дом Святости) являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры. Он располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил местом для жертвоприношений, которые приносились коэнами и левитами. Храм также являлся местом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах, Шавуот и Суккот.
Согласно Библии, временным храмом после исхода евреев из Египта и до строительства Храма в Иерусалиме служила переносная Скиния собрания. Иерусалимский храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища — бама. В Храме находились предметы, символизирующие присутствие Бога, а также утварь для священнослужения. Наиболее важными предметами храмовой утвари являлись:
- большой жертвенник всесожжения, на котором приносились в жертву животные, посвящённые Б‑гу, а также совершались хлебные приношения и возлияния вина;
- золотой жертвенник воскурения, на котором воскурялся фимиам;
- золотая Менора, которая своим светом освещала Храм.
- золотой Стол хлебов предложения
В Библии Храм обычно называется Бейт Адонай (Дом Г‑оспода) или Бейт Элохим (Дом Б‑га), это имя появилось из‑за запрета на произношение имени Б‑га. Часто в поэтических текстах Пятикнижия и Пророков Храм называется Леванон (ивр. לונון — белый или ливанский), так как его предназначение — «очищать от грехов», а при его постройке использовалась древесина ливанских кедров. Название Бейт hа‑Микдаш получило распространение со времён Мишны. В еврейской религиозной литературе широко употребляется название Бейт hа‑Бхира (ивр. הבחיר בית — Дом Избрания). Как правило, это название относится к Храму Соломона, так как его строительство ознаменовало избрание постоянного местопребывания Шхины на земле: «На место, которое изберёт Г‑сподь, Б‑г ваш, для водворения там имени своего» (Дварим, 12:11). В поэтической литературе Храм называется также именем Ариель (ивр. אריאל — Божественный лев), источником этого названия является Мишна (Мидот, 4:7), где здание Храма сравнивается с образом льва, у которого передняя часть значительно выше задней.
Предназначение Храма в иудаизме
В еврейской Галахе заповедь о строительстве Храма — необходимость из поколения в поколение строить здание, которое станет центром священнослужения еврейского народа, и в котором будут совершаться жертвоприношения единому Б‑гу: «И построят мне святилище, и буду я пребывать среди них» (Шмот, 25:8)
Существуют разные мнения о том, когда была получена заповедь о постройке Скинии, так как повествование в Писании не всегда придерживается хронологического порядка.
Согласно первой версии, представленной в Мидраш Танхума, заповедь о строительстве Скинии была дана в Йом‑Кипур, то есть в тот день, когда Всевышний простил евреям грех Золотого тельца. До совершения этого греха не было необходимости в Храме, так как Шхина обитала среди народа.
В другом авторитетном источнике — Мидраш Шир hа‑ширим Раба — утверждается, что заповедь о постройке Скинии была дана на горе Синай. Согласно этому мнению, Храм является точкой соприкосновения земли с небом и изначально необходимым компонентом мироздания.
Таким образом, в иудаизме существуют разные мнения о предназначении и смысле Храма, одни расценивают его как ценность прикладную, вторые, как безусловную.
Творец же выше любого здания, он не нуждается в «жилой площади», не нуждается в жертвоприношениях, воскурениях и возлияниях. В тексте Писания, где сказано «моя жертва», «мой хлеб», имеется в виду: «жертва, посвященная мне», «хлеб, посвящённый мне». Так, Раши объясняет, что слова «и построят мне святилище» означают «во имя меня». То есть, это место будет оставаться святым до тех пор, пока оно используется для служения Всевышнему.
«Следует отметить, что в Торе сказано не “Я буду обитать в нём”, но “Я буду обитать среди них”, то есть среди людей. Это означает, что слава божия проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его. Не Храм является причиной раскрытия славы божией, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду» (Сончино).
«Сказано: “Пусть сделают они мне святилище, и буду обитать среди них” — в них, людях, а не в нём, в святилище. Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Б‑г обитал там» (Мальбим).
Еврейские пророки и законоучители неоднократно подчёркивали тот факт, что Храм нужен не Богу, а самим людям.
Мнения о значении Храма
«Двенадцать находившихся там хлебов соответствуют двенадцати месяцам; семь лампад — солнцу, луне и пяти [известным тогда] планетам [Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн]; а четыре рода материалов, из которых была соткана завеса, — четырём стихиям [земля, море, воздух и огонь]» (Иосиф Флавий «Иудейские древности»)
«Храм, прообраз мироздания, назван «вратами небес», ибо Божественный свет исходит из высшего мира в нижний и наполняет Храм, а из Храма распространяется по всей земле, и каждый элемент мира получает предназначенный ему свет из соответствующей детали Храма» (рабби Йешая Алеви Горовиц «Шней лухот hа‑Брит»)
«На западе стоял Ковчег Закона с его украшенной херувимами крышкой, на севере — Стол с хлебами предложения, на юге — Менора с лампадами; восточная сторона была обращена к народу, с той стороны был вход, и там, один за другим, стояли жертвенники, которые как бы побуждали людей к радостной самозабвенной отдаче себя божественной Торе, ожидающей их на западе. Мы верим, что не ошибемся, предположив, что западная сторона призвана была олицетворять Тору и присутствие Б‑га, которое она, и только она, воплощает, северная сторона — материальную жизнь, южная — духовную жизнь, восточная же — конкретный народ, народ Израиля, призванный к самоотверженному служению Б‑гу и Его Торе» (рабби Шимшон Рафаэль Гирш)
«Десять чудес были явлены нашим предкам в Храме: не было выкидыша у женщин из-за запаха жертвенного мяса; никогда не гнило жертвенное мясо; не было мух в месте забоя животных; ни разу не было поллюции у Первосвященника в Йом‑Кипур; дожди не гасили огонь на жертвеннике; ветер не отклонял столб дыма; ни разу не было так, чтобы сноп, жертвенные хлеба и приносимый на стол хлеб оказались непригодными; стоять было тесно, а падать ниц — просторно; ни разу не укусила змея и не ужалил скорпион в Иерусалиме; ни разу не сказал человек: “Мне не хватает денег, чтобы остаться ночевать в Иерусалиме”» (Мишна, Авот 5:7)
Функции Храма
Главное и важнейшее предназначение Храма — служить местом, где Шхина Творца пребывает на земле среди народа Израиля, где народ может выразить свои верноподданнические чувства и покорности. Храм также являлся своего рода резиденцией высшего духовного правительства народа.
Исходя из этого, Храм является:
- Местом служения Б‑гу, где осуществляются регулярные церемонии и жертвоприношения, а также местом, где каждый может приблизиться к Б‑гу и принести искупительную или благодарственную жертву.
- Местом проявления Шхины. Для всех живших в те времена, когда существовала Скиния и Храм, пребывание Шхины в Храме не было вопросом веры, это было простое знание, факт, такое же очевидное, как пребывание на небесах солнца и луны.
Кроме этого, Храм также служил:
- местом собрания всего народа, главным образом, три раза в год: на Песах, Шавуот и Суккот;
- хранилищем высшей национальной святыни — Ковчега Завета — и свитков Торы, которые служили эталоном для всех прочих свитков;
- местом заседания Высшего Суда — Санхедрина;
- хранилищем храмовой казны, которая находилась в сокровищнице, помещавшейся в Святилище. Существовала также «сокровищница посвящённых даров», в которой хранились захваченные в ходе военных действий трофеи, а также дары царей и военачальников, равно как и подношения частных лиц. В Храме также хранилось царское оружие. Например, стрелы и щит Давида;
- возможно, в Храме находились также десятина (зерно и крупный и мелкий рогатый скот) и продовольственные запасы, из которых выделялось содержание левитам.
Архитектура Иерусалимского храма
В Иерусалиме существовало два Храма, однако, с точки зрения архитектуры, их было три: Храм Соломона, Храм Зоровавеля и Храм Ирода. Кроме этого, существует также описание Храма, которое дано было Иезекиилю в пророческим видении (Иезекиль, 40–48) для строения Третьего Храма.
Общие особенности Иерусалимских храмов
Храмы, существовавшие в Иерусалиме, отличаются друг от друга множеством архитектурных особенностей и деталей, следуя, тем не менее, одному образцу. Маймонид выделяет главные детали, которые должны присутствовать в еврейском Храме, и они являются общими для всех храмов в еврейской истории: «Следующие вещи являются главными при постройке Храма: делают в нём Кодеш (Святилище) и Кодеш hа‑кодашим (Святая святых), и перед Святилищем должно быть помещение, которое называется Улам (Притвор); и всё вместе называется Хейхал. И возводят ограду вокруг Хейхала, на расстоянии не меньшем, чем то, что было в Скинии; и всё, что внутри этой ограды, называется Азара (двор). Всё же вместе называется Храм» (Маймонид «Законы Храма», 1:5)
По степени святости порядок частей Храма следующий:
- Святая святых (ивр. הקודשים קודש, Кодеш hа‑кодашим или ивр. דביר, Двир) — наиболее священное отделение Храма, в котором помещался Ковчег Завета. Туда не входил никто, кроме первосвященника, который совершал там обряд воскурения раз в году в Йом‑Кипур.
- Святилище (ивр. הקודש, hа‑Кодеш или ивр. היכל, Хейхал) — наибольшее отделение Храма, где происходила основная храмовая служба, и из которого проход вёл в Святая святых. Здесь находились Менора, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
- Притвор (ивр. אולם, Улам) — западное отделение Храма, которое отделяло святое от мирского и служило вестибюлем. В Скинии эта часть отсутствовала.
Вокруг здания Храма ограда определяла территорию храмового двора (ивр. חצר, Хацер или ивр. העזרה, Азара), где помещались жертвенник всесожжения и медный умывальник.
Территория вокруг Храма, в Скинии называлась Лагерем левитов (Маханэ левия), так как там на стоянках размещалось колено левитов, а в Храме — Храмовая гора (Хар hа‑Баит). Часть этой территории составлял Женский двор (Эзрат нашим), однако неизвестно, существовал ли он во всех храмах.
Храмовая служба. Жертвоприношения в иудаизме
Мишна, сочинения Иосифа Флавия и другие еврейские источники содержат обширный материал относительно храмового ритуала. Хотя эти свидетельства по большей части относятся к последним годам существования Храма, в основных чертах храмовая служба сложилась уже в начале существования Первого Храма и вряд ли претерпела существенные изменения.
Правом служить в Храме обладали коэны (священники) — потомки Аарона. Левиты выполняли функции певчих, привратников, хранителей храмового имущества и казны; они также прислуживали священникам во время храмовых ритуалов. Царь обладал священным статусом в Храме, однако, в отличие от священников, не мог входить в Хейхал и воскурять фимиам. Он имел право планировать храмовое здание, устанавливать праздники, в случае необходимости освящать внутренний двор, изменять форму и местоположение жертвенника, вводить дополнительные жертвоприношения и устанавливать распорядок службы священников и левитов.
С помощью храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как отдельных людей, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.
Храм в еврейской истории
Согласно Библии, после Исхода евреев из Египта временным храмом служила переносная Скиния собрания. Перед началом завоевания Ханаана, во Второзаконии отмечается, что служение Б‑гу должно происходить «На месте, которое изберёт Г‑сподь» (Дварим, 12:11–27).
После завоевания Ханаана Скинию неоднократно перевозили с места на место. Центральным святилищем Израиля в эпоху Судей стала Скиния в Шило, где в то время хранился Ковчег Завета. Шило в этот период служил местом собрания израильских колен. Со временем строение Скинии в Шило стало более постоянным — её стены были каменными, хотя, по-прежнему, Скиния была покрыта сверху завесами. Поэтому Скиния в Шило названа Домом Бога или Дворцом Бога.
В царствование Саула филистимляне нанесли израильтянам сокрушительное поражение у Афеки и, захватив сопровождавший израильское войско Ковчег Завета, двинулись на Шило и разрушили его. Археологические раскопки подтвердили, что город был уничтожен в середине XI века до нашей эры и долгое время оставался в руинах.
Существовали и другие храмы. Библия повествует, что в горах надела Эфраима некий Миха сделал небольшой храм, где стояла статуя и находился эйфод. В этом храме прислуживал левит. В древнем храме в Хевроне Давид был помазан на царство над Иудеей, а затем — и над всем Израилем. В небольшом храме в Негеве хранился меч Голиафа. Храмы существовали также в Шхеме, Бейт‑Лехеме, Мицпе‑Гиладе и в Гиват‑Шауле.
Первый Храм. Храм Соломона
Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Израильского царства. Согласно Библии, Храм был воздвигнут в период наивысшего проявления национального единства еврейского народа, во время царствования Соломона. Ему удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись на поклонение евреи со всех концов Израиля.
Библия повествует, что во все время, пока евреи должны были воевать за свою независимость с соседними народами, Б‑г не хотел обитать в «Доме», а странствовал «в шатре и Скинии» (Шмуэль II, 7:6).
Царь Давид завоевал столицу йевусеев Иерусалим и торжественно перенес Ковчег Завета туда, поместив его в специально предназначенную скинию и лично принес в ней жертвы Богу (Шмуэль II, 6). Иерусалим находился на территории между наделами колена Йегуды, к которому принадлежал Давид, и колена Биньямина, к которому принадлежал первый царь Израиля Шауль. Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давид, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.
В Иерусалиме Давид купил у йевусита Аравны гору Мориа, где воздвиг на месте гумна жертвенник Б‑гу Израиля, чтобы остановить поразившую народ эпидемию. Согласно Библии (Диврей hа‑Ямим II, 3:1), это и есть гора Мориа, где происходило жертвоприношение Ицхака. Давид намеревался соорудить на этом месте Храм, однако, вняв словам пророка Натана (Шмуэль II , 7), оставил эту миссию своему сыну Соломону.
Строительство Храма Соломона
За годы своего правления царь Давид произвел значительные приготовления для строительства Храма. Соломону Давид передал разработанный им совместно с Верховным Судом план Храма (Диврей hа‑Ямим I, 28:11–18).
Соломон приступил к строительству Храма на четвёртый год своего царствования, в 480 году после Исхода евреев из Египта, в начале второго месяца. За содействием он обратился к Хираму, царю финикийского города Тир. Тот прислал опытного зодчего по имени Хирам‑Абиф (иногда его отождествляют с главным сборщиком податей Соломона — Адононирамом), плотников и других ремесленников.
Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 года до нашей эры до 950 года. Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона. Освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Суккот, и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов. Ковчег Завета был торжественно установлен в Святая святых, и Соломон произнес публичную молитву. Празднование освящения Храма длилось 14 дней и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа.
Храм являлся частью комплекса царского дворца и, несомненно, доминировал над окружающими постройками. Дворец, над возведением которого трудился, тот же финикийский зодчий Хирам, располагался рядом с Храмом и сообщался с ним с помощью отдельного входа. Недалеко от Храма Соломон построил свой летний дворец и дворец для дочери египетского фараона, которую взял в жкны. Строительство всего храмового комплекса длилось 16 лет.
История Храма Соломона
Великолепное здание Храма сделало его центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — бамот. У еврейского народа стало обычаем восходить три раза в год в Иерусалимский храм, как раньше в Скинию, которая располагалась в Шило. Однако ухудшение политической ситуации в конце правления Соломона и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Иерусалима как духовно‑политического центра всех израильских колен, основатель северного Израильского царства Иеровоам I восстановил святилища в Бейт‑Эле (где, согласно Библии, еще Яаков основал святилище Б‑га Израиля) и Дане и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов.
Тем ввременем, в Иудее Иерусалимский храм продолжал возвышать в глазах народа и стал главным местом для поклонения единому Б‑гу. Гора Мориа, на которой стоял Храм, стала считаться божией горой, а Храм — жилищем Г‑сподним. Древнейшие пророки, труды которых дошли до нас, предполагают, что Сион является исключительным местопребыванием Г‑спода на земле (как некогда гора Синай). Чудесное избавление Иерусалима и вместе с ним всей Иудеи от нашествия Санхерива в 701 году до нашей эры ещё больше окружило Иерусалимский храм ореолом божественной святости и чудодейственной силы.
Политическая слабость и военные поражения Иудеи плачевно сказывались на храмовой сокровищнице. Храм неоднократно грабили, оскверняли и вновь восстанавливали. Иногда сами иудейские цари были вынуждены брать деньги из сокровищ Храма.
Царь Езекия, находившийся под влиянием пророка Исаии (Йешаягу), сделал серьёзную попытку уничтожить местные святилища. Иерусалимский храм был объявлен единственным законным местом служения Б‑гу Израиля в Иудее (Шмуэль I, 21:1–10). Но его реформа была временной, и после его смерти при царе Манассии языческие капища были возобновлены, а в самом Храме были поставлены статуя Астарты и языческие жертвенники, и в нем поселились блудницы (Шмуэль II, 7:6).
Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Дане и в Бейт‑Эле в 732 и 721 годах до нашей эры укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех израильских колен. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Песах в Иерусалим. С восшествием же на престол благочестивого царя Иосии в 662 году до нашей эры были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращен в национально‑религиозный центр. С тех пор в Иудее было одно единственное святилище, куда паломничали даже самаритяне.
Вскоре после смерти Иосии, Навуходоносор забрал «часть сосудов дома Г‑сподня… и положил их в капище своем в Вавилоне» (Диврей hа-Ямим II, 36:7). Спустя 8 лет после этого, при царе Иехонии, Навуходоносор захватил Иерусалим и «вывез все сокровища дома Г‑сподня… и изломал… все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Г‑споднем» (Мелахим II, 24:13). Через 11 лет, после того, как Седекия объявил отделение Иудеи от Вавилона, вавилоняне, под предводительством Навузардана, захватили Иерусалим вновь и на этот раз полностью разрушили Храм Соломона до самого основания. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся были взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонию. Ковчег Завета был при утерян.
Со времен Михи пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен. Разрушение Храма и последовавшее за ним вавилонское пленение стало подтверждением этих пророчеств и вызвало стремление к неукоснительному соблюдению закона. В память о разрушении Храма и связанных с этим событиях было установлено четыре поста, среди которых пост 9 Ава знаменовал день, когда был разрушен Храм.