Иерусалимский Храм в других религиях
«Место, где Соломон построил Храм Г‑сподень, называлось в древние времена Бетель; туда отправился Иаков по повелению Божию, там жил он, там видел лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал: “истинно это место свято”, как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло. Там же впоследствии Соломон воздвиг по Божиему повелению храм Г‑споду прекрасной и несравненной работы, и дивно украсил его всякими украшениями, как читаем в книге Царств; он возвышался над всеми соседними горами и превосходил все сооружения и здания великолепием и славою.
Иерусалимский Храм в других религиях
Иерусалимский Храм в христианстве
Образ Иерусалимского Храма
«Место, где Соломон построил Храм Г‑сподень, называлось в древние времена Бетель; туда отправился Иаков по повелению Божию, там жил он, там видел лестницу, конец которой достигал неба, и ангелов восходящих и нисходящих и сказал: “истинно это место свято”, как читаем в книге Бытия; там воздвиг он камень в виде памятника, соорудил алтарь и возлил на него масло. Там же впоследствии Соломон воздвиг по Божиему повелению храм Г‑споду прекрасной и несравненной работы, и дивно украсил его всякими украшениями, как читаем в книге Царств; он возвышался над всеми соседними горами и превосходил все сооружения и здания великолепием и славою.
В середине храма видна высокая, большая и снизу выдолбленная скала, в которой находилось Святое Святых; туда Соломон поставил Ковчег Завета, содержащий манну и ветвь Аарона, которая там зацвела, зазеленела и произвела миндаль, туда же поместил он и обе Скрижали Завета; там Г‑сподь наш Иисус Христос, утомленный поношениями иудеев, обыкновенно отдыхал; там место, где ученики признали его; там ангел Гавриил явился священнику Захарии, говоря: “зачни сына в старости своей”. Там же между храмом и алтарем был убит Захария, сын Варахии; там был обрезан младенец Иисус на восьмой день, и был назван Иисусом, что значит Спаситель; туда был принесен Г‑сподь Иисус родственниками и матерью Девою Мариею в день очищения ее и встречен старцем Симеоном; там же, когда Иисус был двенадцати лет, нашли его сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их, как читаем в Евангелии; оттуда позже он выгнал волов, овец и голубей, говоря: “дом мой есть дом молитвы”; там сказал он иудеям: “разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его”. Там на скале видны до сих пор следы Г‑спода, когда он укрылся и вышел из храма, как сказано в Евангелии, чтобы иудеи не побили его камнями, которые схватили. Тут иудеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, чтобы найти что-нибудь к обвинению его». («Путешествие Зевульфа в Святую Землю 1102–1103 годов»)
Согласно Феодориту, Храм Соломона является прототипом всех церквей, построенных в мире. Святой Августин сравнивает Храм Соломона с образом церкви: камни, из которых Храм построен — верующие, а его основание — пророки и апостолы. Все эти элементы объединены любовью. Этот символизм в дальнейшем был развит Оригеном.
Иерусалимский храм и тамплиеры
Орден тамплиеров (храмовников) — военно‑религиозный орден христианских рыцарей‑монахов, который был основан в 1118 году. Он имел непосредственное отношение к Храму Соломона, образ которого оказал значительное влияние на характер ордена.
«Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Г‑сподня». (Гильом Тирский, хронист XII века) «Храм Г‑сподень» — находившаяся на Храмовой горе мечеть Аль‑Акса, где располагался дворец короля иерусалимского Балдуина II. Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном его крыле. В дань памяти Храму, некогда стоявшему на этом месте, а также, чтобы отличать его от «Храма Г‑сподня», крестоносцы переименовали Купол Скалы (Куббат‑ас‑Сахра) в Храм Соломона. Отсюда произошло и название самого ордена: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», в документах 1124–1125 годов тамплиеры именуются проще — «рыцари Храма Соломона» или «рыцари Иерусалимского Храма». Да и само название «тамплиеры» произошло от слова temple (храм).
«Помещения их расположены в самом Храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, все великолепие Первого Храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего — религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем — благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость — подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочёными филёнками.
Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом сёдлами, упряжью и копьями» (Бернар Клервоский «Похвала новому рыцарству»).
«Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением — восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры, историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях Храма Соломона. Но они впадают здесь в серьезный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его» (Элифас Леви «История магии»).
Третий Храм в христианстве
По традиционному представлению христианства, Третий Храм будет отстроен Мессией, ожидаемым иудеями. В христианских источниках он обычно ассоциируется с Антихристом Апокалипсиса, который по предсказаниям отстроит Третий Храм и возобновит там службы, что будет служить одним из признаков близости Второго Пришествия Иисуса Христа.
Иерусалимский храм в исламе
Согласно мусульманскому преданию, Магомет в ночь своего путешествия из Медины в Иерусалим на верблюдице Молнии «стал своей священной стопою на Скалу Мориа, раскачивающуюся между небом и землёю».
«Мусульмане всегда относились к великому иудейскому Храму на горе Мориа с особым почтением. Магомет в первый год после появления Корана предписал своим последователям во время молитвы обращаться лицом к этому святому месту, и верные мусульмане постоянно совершали паломничества туда. Когда Иерусалим был завоёван арабами, халиф Омар первым делом восстановил Храм Г‑сподень. С помощью своих главных военачальников предводитель правоверных совершил благочестивые деяния: он расчистил землю собственными руками и наметил основания величественной мечети, чей темный и высокий купол венчает вершину горы Мориа.
Величайший молитвенный дом, самый священный мусульманский храм в мире после Мекки, возвышается на том месте, где «Соломон начал строить дом Г‑сподень в Иерусалиме на горе Мориа, где Г‑сподь явился Давиду, его отцу, на месте, где Давид готовился у гумна Орны Иевусянина». Эта мечеть прекрасно сохранилась до наших дней и является одним из лучших творений сарацинской архитектуры. В нее ведут четверо широких ворот, обращенных к четырем сторонам света: Баб‑эль‑Джаннат (Ворота сада) смотрят на север, Баб‑эль‑Кыбла (Ворота молитвы) — на юг, Баб‑ибн‑эль‑Дауд (Ворота сына Давидова) — на восток, и Баб‑эльТарби — на запад. Арабские географы называли мечеть Бейт‑Алла, «Дом Г‑сподень», а также Бейт‑Альмоккаддас, или Бейт‑Альмакд, «святой Дом». Отсюда Иерусалим получил своё арабское название Эль‑Кудс (священный), Эль‑Шариф (благородный), и Эль‑Мобарек (благословенный). Тогда как правители города, вместо обычных звучных титулов, провозглашающих их власть и независимость, носят простое имя Хами — хранители.
Масонское движение
Строение Иерусалимского храма оказало значительное влияние на идеи масонского движения (братства «вольных каменщиков»). Храм является центральным символом масонства. По словам Энциклопедии масонства издания 1906 года: «Каждая ложа есть символ иудейского храма».
Согласно масонской легенде, возникновение движения восходит к временам царя Соломона, который «есть один из искуснейших в нашей науке, и в его времена существовало много философов в Иудее». Они соединились и «представили философическое дело под видом сооружения Храма‑Соломонова: эта связь дошла до нас под именем Свободного каменщичества, и они по справедливости хвалятся, что взяли своё начало от сооружения храма» (Иван Григорьевич Шварц).
Соломон поручил зодчему из Тира Хираму Абифф соорудить Храм в Иерусалиме. Хирам разделил рабочих на три класса, что, по мнению масонов, послужило прообразом степеней масонства и особого символического языка братьев.
По другой версии, масонство происходит от ордена Тамплиеров, который был разгромлен французским королём Филиппом IV и Папой Климентом V.
Среди прочего, большое значение в учении масонства придаётся колоннам Храма Соломона, которые носили название Яхин и Боаз. Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их можно найти и в двух округлых порталах готических соборов. Северная колонна (Яхин) также символизирует разрушение, первозданный Хаос, южная (Боаз) — созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь.
По материалам сайтаwww.ru.wikipedia.org