Игра «Воспоминания об ишуве»
Ролевая игра, разработанная С. Ю. Смагиной
Игра «Воспоминания об ишуве»
Воспоминания об ишуве[1]
Ролевая игра, разработанная С. Ю. Смагиной
Цели
- в игровой форме познакомить ребят с различными сторонами борьбы за независимость Израиля;
- сплотить лагерь.
Участники
Взрослые и дети. Три команды по десять-двадцать человек в каждой.
Подготовка к игре
Перечень необходимого инвентаря
- брезентовое полотно с люверсами (как вариант, коврики с нашитыми корсажными лентами) ? 3 штуки;
- веревки;
- веревка синего цвета ? 1 моток;
- веревка желтого цвета ? 1 моток;
- веревка красного цвета ? 1 моток;
- воздушные шары;
- канат ? 3 штуки;
- картон;
- клей — 3 тюбика;
- металлические колокольчики — 5–6 штук;
- малярная клейкая лента ? 6 рулонов;
- ножницы — 3 штуки;
- обруч;
- пластилин — 3 набора;
- пневматический пистолет;
- поднос — 3 штуки;
- проволока;
- ручной насос — 3 штуки;
- старые газеты;
- фигурки животных;
- фломастеры — 3 набора;
- цветная бумага — 3 набора.
Подготовка игрового пространства
Часть игры лучше всего проводить на улице. Для каждой команды следует выделить некую территорию, которую необходимо соответствующим образом подготовить. Обратите внимание на то, что команды не должны пересекаться и мешать друг другу! За подготовку игрового пространства должны отвечать ведущие команд. Их понадобится трое.
- Напечатайте столько экземпляров краткой справки о создании независимого государства Израиль, чтобы хватило каждому из взрослых игроков, и подготовьте стенд, на котором ее можно было бы разместить. Так вы познакомите людей с основными событиями борьбы за независимость страны. Используйте текст изприложения в формате .pdf.
- Для игры «Переправа с корабля» выделите участок на территории каждой из команд. Оградите его веревкой. В пятнадцати метрах от выделенного участка обозначьте берег, на который будет осуществляться переправа. Соорудите «лодочки»: в люверсы на брезентовом полотне проденьте восемь-десять веревок. Как вариант, вы можете использовать небольшие коврики с пришитыми к ним корсажными лентами. Важно, чтобы во время игры никто не пострадал, поэтому «лодочки» должны быть надежными. Четыре длинные корсажные ленты крест-накрест пристрочите к обратной стороне коврика, чтобы они образовали восьмиконечную снежинку. Ее лучики должны свободно болтаться, чтобы, ухватившись за них, «лодочку» можно было переносить с места на место.
- Если на территории, где проводится игра, нет детской площадки с игровым комплексом, для испытания «Британский мандат» (игра «Борьба с «Белой книгой») вам придется самим создать полосу препятствий, символизирующие ограничения, которые британские власти накладывали на въезд евреев в Землю Израильскую. Можно использовать автомобильные покрышки, скамейки и другие подручные средства.
- Для испытания «Сплочение ишува» (игра «Борьба с «Белой книгой») привяжите канат к толстой ветке дерева. На земле, по разные стороны от каната, метрах в пяти друг от друга, обозначьте линию и очертите круг. Обе фигуры следует расположить таким образом, чтобы человек мог перепрыгнуть с одной на другую, держась за канат. Круг должен быть достаточно большим, чтобы в нем поместились все участники команды. Впрочем, не стоит делать его и таким, чтобы уместиться в нем составляло никакого труда. Задача, которая ставится перед участниками команд, должна быть выполнимой, но не слишком простой.
- Для испытания «Арабская деревня» (игра «Борьба с «Белой книгой») прицепите с помощью проволоки пять-шесть колокольчиков к большому металлическому обручу и подвесьте его сантиметрах в пятнадцати-двадцати над землей.
- Для игры «Жизнь халуцим»[2]подготовьте наборы для каждой из команд: на поднос сложите фигурки животных, пластилин, цветную бумагу, ножницы, клей и фломастеры.
- Для игры «От ишува к государству» нарежьте цветные веревки. Красные должны быть коротенькими (15–20 сантиметров), синие — подлиннее (30–40 сантиметров), желтые — самыми длинными (50–60 сантиметров).
Также следует подготовить зал, в котором будет проходить часть игры, поскольку ее нецелесообразно проводить на улице целиком. Подготовку зала может взять на себя четвертый ведущий ? человек, чьей ответственностью будет организация совместной деятельности всех трех команд.
Примерное расписание
- Вводная в ролевую игру ? 15 минут.
- Переправа с корабля ? 20 минут.
- Борьба с «Белой книгой» ? 1–1,5 часа. (a. Британский мандат ? 10–15 минут. b. Сплочение ишува ? 30–40 минут. с. Арабская деревня ? 30 минут.)
- Жизнь халуцим — 1 час.
- Обед.
- Второй этап ? 3 часа.
- Хома у-мигдаль[3]— 2 часа.
- От ишува к государству — 1 час.
- Разведение ночного костра.
- Третий этап ? 1–1,5 часа.
Сценарий игры
Первый этап
Вводная в ролевую игру
Раздайте взрослым распечатки, чтобы они могли ознакомиться с тем, как разворачивалась борьба за независимость Израиля.
После того как ведущий объявит о том, что игра началась, детей нужно отделить от взрослых, после чего ведущие команд должны проводить их на улицу и указать им на специально огороженные места, где они должны ждать начала игры. В преддверии игры нужно рассказать им о том, как в 1933–1935 годах еврейских ребят отправляли из Германии в Израиль.
Тем временем четвертый ведущий беседует со взрослыми.
Переправа с корабля
Ведущие отводят взрослых на территории, выделенные для каждой из команд. Сперва им нужно отыскать «корабль» со своими детьми, а затем ? внимательно осмотревшись, понять, в какой стороне «берег». Участки, между которыми будет осуществляться переправа следует соответствующим образом пометить. Когда ребятишки отыщутся, ведущий показывает взрослым заранее подготовленные «лодочки».
Ребенка усаживают на брезентовое полотно или на коврик. После этого все взрослые, держась за веревки или за корсажные ленты, переносят с «корабля» на «берег». На каждую переправу отводится не больше минуты. Переносить можно только одного ребенка за раз.
Борьба с «Белой книгой»
Вам предоставляется шанс почувствовать себя жителями Земли Израильской в тот период, когда ее территория находилась в ведении Великобритании.
Британский мандат. Ведущий показывает команде полосу препятствий, возведенную на игровой территории. Все должны вообразить себе, что перед ними ? ограничения, которые мешали евреям получить разрешение на въезд в Землю Израильскую. Задача команды ? успешно преодолеть полосу препятствий за отведенное время, то есть за десять-пятнадцать минут.
Сплочение ишува. Чтобы выжить и выстоять в условиях противостояния арабам, еврейское население Палестины должно было стать единым организмом. Пусть и игроки как следует сплотятся. Ведущий показывает команде привязанный к дереву канат и очерченный круг. После этого игрокам объясняют, что от них требуется. Каждый из них по очереди должен схватить канат и, хорошенько оттолкнувшись от земли или разбежавшись, запрыгнуть в круг. Расстояние нужно преодолеть за один раз. Все, кто оказался в круге, должны там и оставаться. Если кто-то коснется ногами земли или толкнет товарища и заставит его покинуть пределы круга, испытание начинается сначала. Управиться необходимо за тридцать-сорок минут.
Арабская деревня. В подмандатной Палестине евреям то и дело приходилось проходить по арабским деревням. Делали это тайно, по ночам, поскольку иначе было попросту опасно. Ведущий демонстрирует команде подвешенный обруч. Он символизирует арабскую деревню, которая встретилась на пути еврея по Палестине. Звон колокольчиков, который раздастся, если игрок сделает неосторожное движение, будет означать собачий лай. Задача участников команды — по одному пролезть через обруч. Если игроки больше трех раз заденут обруч, заставив колокольчики зазвенеть, то «собаки» разбудят арабов. Тогда евреям не сдобровать! Придется спасаться бегством, и когда колокольчик прозвенит в четвертый раз, испытание начнется сначала. Управиться необходимо за полчаса.
Жизнь халуцим
В память об участниках движения «Хехалуц» игрокам предлагают создать макет поселения, которое они могли бы основать, оказавшись на Земле Израильской. Им предоставляется поднос с материалами, которые они могут использовать. Также ведущий должен упомянуть, что в дело не возбраняется пускать подручные средства: листочки, шишки, палочки и тому подобное. Макет поселения нужно будет представить во время посиделок у костра, поэтому команда должна подготовиться, чтобы рассказать о своей работе.
Второй этап
Хома у-мигладь
Предложите командам за полтора часа выстроить модель описанного поселения.
Для сооружения башни участникам понадобятся воздушные шары, ручной насос и бумажный скотч. Для возведения стен — картон, а также подручные средства: палки, гравий, камни и тому подобное. Само поселение нужно построить таким просторным, чтобы внутри смогли разместиться все участники команды.
Башня из скрепленных при помощи бумажного скотча воздушных шаров должна быть как можно более высокой, а стены — очень прочными. Им предстоит выдержать проверку.
Один из ведущий берет на себя роль палестинца, который нападает на поселение. Он стреляет в стену из пневматического пистолета. Если пуля в стене застревает и башня из воздушных шаров остается стоять, вся конструкция признается достаточно прочной.
От ишува к государству
Ведущий поздравляет участников всех трех команд с успешным преодолением всех препятствий и предлагает им объединиться:
— Наши поселения выдержали атаки палестинцев! Самое время создать единое государство.
Каждая команда получает веревочки своего цвета: красного, синего или желтого. По одной должно достаться каждому участнику. Поясните, что длинные желтые веревочки символизируют солнце, в лучах которого Земля Израильская не испытывает недостатка. Синие веревочки покороче, так как они обозначают пресную воду, которой в Израиле не так много. Самые короткие веревочки — красные. Они символизируют плодородную почву Израиля, которой и того меньше.
Чтобы государство стало единым, все веревочки нужно связать вместе. Узелки должны быть крепкими, чтобы получившаяся сеть — символическая карта Израиля — не распустилась, когда участники команды растянут ее в разные стороны. Еще одно важное условие: каждую веревочку обязательно связать с веревочками двух других цветов, чтобы нигде в нашем Израиле не было недостатка в солнце, в воде или в плодородной земле. Справиться с заданием нужно за пятнадцать минут. Получившуюся сеть следует проверить на прочность: сперва это делают ребята, а за ними — ведущие.
Теперь пришло время нанести на нашу карту обозначения городов. В этом качестве будут выступать наполненные гелием воздушные шары. На каждом таком шаре фломастером нужно написать название одного из израильских городов. Участникам команд стоит договориться между собой, чтобы избежать повторов.
Затем города наносят на карту: дети разбирают подписанные шарики и привязывают их к сетке. Чтобы они не улетели, их нужно придерживать за веревочки. Выполнить задание нужно за пятнадцать-двадцать минут. Ведущие тем временем привязывают к сетке длинные веревки, которые также призваны помешать нашей карте улететь.
Ведущие призывают игроков к тишине и предлагают детям хором прочесть названия городов, нанесенных на карту. После этого ребята отпускают шарики, карта поднимается выше, а ведущие привязывают концы длинных веревок к деревьям таким образом, чтобы сетка растянулась, подобно крыше, над головами присутствующих. Все игроки должны поместиться под этой крышей.
Ведущие поздравляют всех с основанием государства и предлагает участникам команд пожать как можно больше рук и поздравить всех с Днем независимости Израиля.
Третий этап
На вечернем костре каждая команда демонстрирует макет поселения, созданный во время игры «Жизнь халуцим», и рассказывает о нем. Затем проводится праздничный концерт.
[1]Ишувом принято называть еврейское население Земли Израильской. Этот термин употребляется главным образом тогда, когда речь идет о временах до образования Государства Израиль.
[2]Халуц на иврите означает «первопроходец», «пионер», халуцим, соответственно, — «первопроходцы», «пионеры».
[3]Хома у-мигдаль (в переводе с иврита — «стена и башня») — тактика строительства еврейских поселений в подмандатной Палестине.