Ктуба
Раввин Исраэль Меир Лау
Ктуба
Раввин Исраэль Меир Лау
Что такое Ктуба?
Ктуба — это документ, в котором перечисляются права жены, а также обязательства, которые берёт на себя жених. Она подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит её». Именно составление ктубы, который подписывают свидетели и жених, является первым этапом церемонии бракосочетания.
Кодификаторы Торы разошлись во мнениях о происхождении ктубы и является ли этот документ законом Торы или постановлением мудрецов. Рамбам, например, считает, что ктубу ввели мужи Великого собрания в начале эпохи Второго Храма. Позже Шимон бен Шетах*, глава Сангедрина, постановил, что всё имущество мужа — движимое и недвижимое — является гарантией того, что жена получит полагающуюся ей по ктубе сумму денег.
Текст ктубы составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Израиля в те времена. Сейчас при составлении ктубы и при её оглашении раввин переводит текст на иврит, чтобы содержание этого документа было понятным жениху и невесте.
Начинается ктуба с того, что два свидетеля, подписи которых стоят под этим документом, заявляют: «Мы свидетельствуем, что жених (имя жениха), сын (имя отца), сказал невесте (имя невесты), дочери (имя отца): “Будь мне женой согласно закону Моше и Израиля. И, с помощью Б-жьей, я буду работать, уважать тебя, кормить тебя, заботиться о тебе, одевать тебя – так, как обычно ведут себя мужья в народе Израиля, по-настоящему заботящиеся о своих жёнах. Я дам тебе сумму денег, равную двумстам динарам [в случае, если невеста вдова или разведённая, она получает сто динаров] и причитающуюся тебе, и я обязуюсь кормить тебя, одевать и обеспечивать тебе удовлетворение остальных нужд, равно как и супружескую близость в положенное время”. И согласилась (имя невесты), дочь (имя отца), невеста, и стала его женой».
В продолжении ктубы уточняют сумму приданого, которое невеста приносит в дом жениха и прибавку к ктубе, которую жених обещает ей за это. Жених гарантирует выплату ктубы стоимостью всего имущества, которое есть у него сейчас и которое может появиться у него в дальнейшем. В случае смерти мужа или развода с ним, жена получает указанную сумму денег. Это обязательство жениха закрепляется совершением символического киньяна в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить написанное в ктубе.
Та сумма денег, которую жених обязуется отдать своей будущей жене в момент нужды, состоит из двух частей: основной (200 зузов или динаров девушке и 100 зузов вдове или разведённой) и добавочной. Вдове или разведенной полагается меньшая сумма, потому, что она уже получила ктубу от первого мужа.
В основной части ктубы перечисляется и приданое, которое приносит невеста. Муж имеет право использовать это приданое, при этом доходы и убытки от него целиком ложатся на счёт мужа — само приданое остаётся неизменным. В случае смерти мужа или развода с ним, жена получит ктубу вместе с приданым. Дополнительную часть ктубы также называют «прибавка трети». Муж, со своей стороны, прибавляет к основной части «ктубы» треть стоимости приданого. В конечном итоге эти две части не рассматриваются как самостоятельные суммы, ктуба соединяет их в одно целое.
В ктубе написано: «И так сказал перед нами жених: “Ответственность за выплату этой суммы я принимаю на себя и на моих наследников после меня, на всё моё имущество, которое есть у меня под небесами — и недвижимое, и движимое, — которое есть у меня и которое я приобрету в будущем, начиная от сего дня и далее. Всё это является гарантией выплаты этой суммы целиком – даже та одежда, которая на мне”. И мы свидетельствуем, что жених принял на себя полную ответственность, совершив киньян. Таким образом, всё сказанное выше получило полную силу».
Завершают ктубу подписи свидетелей и жениха, которыми они закрепляют этот документ.
Ктубу зачитывают публично сразу после того, как произносят благословения эйрусин и жених передаёт невесте кольцо. Жених, держа ктубу в правой руке, отдаёт её невесте, которая тоже берёт её правой рукой — до того, как начнутся семь благословений нисуин.
Мужу запрещено находиться с женой в одном без ктубы, ведь он является гарантией соблюдения прав жены.
В чём важность ктубы
Наши мудрецы относятся к ктубе очень серьёзно, ведь функции этого документа не ограничиваются только гарантией прав жены. Именно ктуба предотвращает поспешные и необдуманные разводы, препятствуя тому, чтобы муж легкомысленно относился к разводу с женой.
Вспомним два основополагающих закона Торы о браке:
1. Многожёнство. Тора предоставляет возможность иметь как две, так и больше жен. Единственным исключением являлся царь: «И пусть не обзаводится он множеством жён — да не отвратится его сердце от Б-га» (Дварим, 17). Однако даже это ограничение не было слишком строгим: царю позволялось иметь до восемнадцати жён. Пророк Натан обратился от имени Всевышнего к царю Давиду, у которого в тот момент было 6 жён: «А если мало тебе – я прибавлю тебе ещё столько же и ещё столько же».
После смерти мужа, у которого было несколько жен, неизменно возникали споры о наследстве, в результате которых кто-то остается обделенным, иногда даже без средств для существования.
2. По закону Торы женщину можно взять в жёны только при условии её полного согласия, а вот развестись с ней можно, не спрашивая её согласия вообще. И хотя муж должен привести вескую причину для развода, найти ее не составляла большого труда
Оба эти закона — разрешение полигамии и возможность развестись с женой против её желания — создали большую проблему при разделении средств среди овдовевших или разведённых женщин. Именно для этого была создана ктуба, которая помогает решить эту проблему хотя бы частично.
Например, если муж умирает, его вдова должна предъявить ктубу, согласно которой наследники или попечители имущества умершего обязаны выплатить ей сумму, обозначенную в этом документе.
Это даст ей возможность спокойно и благополучно дожить свои годы. 200 зузов в те времена были немалой суммой: в популярной песне «Хад гадья», которую поют во время пасхального седера, упоминается, что козлик был куплен за два зуза.
Ктуба также стала барьером для необдуманных и поспешных разводов. А если развод неизбежен, она помогает женщине устроиться её новой, самостоятельной жизни.
*Раби Шимон бен Шетах — выдающийся мудрец Торы эпохи Второго Храма, жил в 1 веке. Сестра его, царица Шломцион, была женой царя Александра‑Яная. Являясь главой Сангедрина, раби Шимон бен Шетах вел борьбу с членами Сангедрина — цдуким (к которым примыкал и сам царь). Борьба эта закончилась победой мудрецов, верных еврейской традиции и получивших полную поддержку народа — прушим. Раби Шимон бен Шетах прославился честностью, беспристрастностью в суде, даже по отношению к царю. Он провёл через Сангедрин целый ряд решений, одно из которых, в частности, обязывало всех еврейских детей учиться в школе.
По материалам сайтаwww.chassidus.ru