Мессия

Мессия дословно переводится как помазанник. Так в древности назывался каждый, кто был помазан елеем на священническую должность или царство. Персидский царь Кир также был назван помазанником Божьим, хотя и не был помазан елеем, ведь ему суждено было освободить народ Израиля от вавилонского плена. В более поздний период это понятие сузилось, и Машиах стало именем будущего Мессии, который избавит Израиль от его последнего изгнания: Машиах бен Давид (Машиах из дома Давида) и Машиах бен Йосеф (Машиах из дома Йосефа).

Мессия

Мессия (Машиах)

Мессия дословно переводится как помазанник. Так в древности назывался каждый, кто был помазан елеем на священническую должность или царство. Персидский царь Кир также был назван помазанником Божьим, хотя и не был помазан елеем, ведь ему суждено было освободить народ Израиля от вавилонского плена. В более поздний период это понятие сузилось, и Машиах стало именем будущего Мессии, который избавит Израиль от его последнего изгнания: Машиах бен Давид (Машиах из дома Давида) и Машиах бен Йосеф (Машиах из дома Йосефа).

В Библии есть много описаний Дня избавления и прихода Мессии: «И взойдут на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и будет Г‑споду царство»; «Так сказал всемогущий Б‑г: “В те дни крепко ухватятся десять человек из всех разноязычных народов за край платья иудея, говоря: мы пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Б‑г”»; «Вот я посылаю вам пророка Элиягу перед наступлением дня Г‑сподня, великого и страшного».

Приход Мессии хазал представляли как освобождение от государственного порабощения, считая, что все несчастья мира — евреев и других народов — вызваны этим порабощением, а с его исчезновением пропадет и власть человека над человеком.

Рамбам писал: «Мудрецы и пророки мечтали о приходе Мессии не для того, чтобы народ Израиля господствовал над всем миром, и не для того, чтобы евреи притесняли идолопоклонников, и не для того, чтобы народы превозносили бы евреев, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, а для того, чтобы свободно изучать Тору и мудрость и чтобы не было над ними угнетающего и притесняющего их; чтобы удостоились они жизни в будущем мире… И не будет там голода и войны, ненависти и соперничества». В комментариях хазал образ Мессии был возведен на высшую ступень мудрости и морали.

За многовековую историю галута (изгнания) возникло множество сказаний о приходе Машиаха, нередко противоречащих друг другу. В «Гилхот мелахим» Рамбам описывает ожидания народа, основываясь на тексты Писания и труды мудрецов: «Царь Машиах восстанет и вернет царство Давида к былому величию, и построит Храм, и соберет рассеяние Израиля. И будет правосудие, как прежде […] И тот, кто не верит в приход Мессии или не ожидает его прихода, — не пророков он отрицает, а Тору и Моисея, учителя нашего, ибо сказано: “И вернет Г‑сподь, Б‑г твой, изгнанных твоих и сжалится над тобою, и опять соберет тебя Г‑сподь, Б‑г твой…” (Дварим, 30:3–4). И сказано это Торой и повторено всеми пророками […] И да не взбредет тебе на ум, что царь наш Машиах должен творить чудеса и знамения, оживить мертвых и т. д. Это не соответствует истине. Раби Акива, величайший из мудрецов Мишны, был поклонником Бен Козивы [Бар Кохбы] и говорил, что он — царь Машиах. И верили он и другие мудрецы того времени, что Бар Кохба — царь Машиах, пока не убили его. И не требовали они от него чудес и знамений. Главное же в том, что Тора, законы и наставления ее — вечны, нечего добавить к ним или убавить от них. И если восстанет царь из дома Давида, верный Торе и соблюдающий ее мицвот, как Давид, отец его, согласно Торе письменной и устной, и заставит весь Израиль жить по законам Торы и будет вести войны Г‑спода — это доказательство того, что он Машиах. Если сделает так и преуспеет, и построит Храм на месте его, и соберет рассеяние Израиля, то он наверняка Машиах, и он исправит мир так, что все будут служить Г‑споду, ибо сказано: “Ибо тогда сделаю язык народов чистым, чтобы все призывали имя Г‑спода и служили ему единодушно” (Цфания, 3:9) […] Да не подумает никто, что с приходом Машиаха изменится что-либо в устройстве мира… нет, мир не изменится. А то, что сказано у Йешаягу: “И волк будет жить с агнцем, и барс с козленком будет лежать” — притча и аллегория. Смысл этого в том, что Израиль будет жить в безопасности от нечестивых идолопоклонников, подобных волкам и барсам, как сказано: “…волк степной опустошит их, а барс грозит их городам” (Ирмияу, 5:6). И вернутся все к истинной религии, и не будут грабить и творить зло […] А то, что сказано: “И лев, подобно волу, будет есть солому” (Исход, 9:7) и все подобное, что сказано о Мессии, — аллегория».

Лже‑мессиия (Машиах шекер)

За многовековый период рассеяния, полный страданий и преследований, не раз появлялись люди, каждый из которых утверждал, что он — Мессия и послан вызволить Израиль из галута. Некоторые из них действительно верили в свое высокое предназначение, другие были лжецами, и их целью было повести за собой наивно верующих людей, используя их в своих личных интересах.

Среди лже‑мессий одним из самых известных был Абу Иса, живший в VIII веке н. э. и вызвавший большое мессианское движение среди евреев Персии. Он обещал принести избавление с помощью войны и вооруженной силы, а не чудесным знамением с неба. Его приверженцы объединились в военные отряды, а он стал их полководцем.

Вслед за Абу Исой появился другой лже‑мессия — Давид Альрои. Он повел за собой многочисленных приверженцев, но его ожидал такой же бесславный конец, как и его предшественника. Давид был пленен и предан смерти.

В новое время возникло мессианское движение в Европе, которое возглавил Шабтай Цви. К этому движению примкнули многие евреи во всех странах диаспоры.

По материалам сайтаwww.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.