Мезуза, талит, арба-канфот

Слово мезуза буквально переводится как «дверной косяк». Это небольшой свиток пергамента, на котором начертаны два молитвенных текста из Пятикнижия. Мезузу помещают в футляр, который прибивают при входе в верхней части правого дверного косяка.

Мезуза, талит, арба-канфот

Мезуза

Слово мезуза буквально переводится как «дверной косяк». Это небольшой свиток пергамента, на котором начертаны два молитвенных текста из Пятикнижия. Мезузу помещают в футляр, который прибивают при входе в верхней части правого дверного косяка.

Текст пишут на одной стороне пергамента, причем написание должно соответствовать определенным требованиям. Если они не выполнены, то мезуза считается непригодной для использования. Прежде, чем ее прибивают к косяку, произносят: «Благословен ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь вселенной, освятивший нас своими заповедями и заповедавший нам прикреплять мезузу».

На футляре мезузы необходимо написать буквы «шин», «далет», «йуд» (имя Всевышнего, а также аббревиатура слов «Шомер далтот Исраэль» — «Страж врат Израиля»).

Мудрецы сказали: «Тот, у кого есть тфилин на лбу и на деснице, цицит на одежде и мезуза у входа, огражден от греха, ибо они служат ему напоминанием, это — ангелы, которые спасают его от греха, как сказано: ²Пребывает ангел Господень вокруг богобоязненных и спасает их²». (Теилим, 34: 8).

Талит

Талит — полотно с цицит (кистями), которым еврей покрывает себя во время молитвы, чтобы выполнить мицву (заповедь).

Различают большой талит и малый. Малый талит — арба-канфот — мужчины носят под верхней одеждой, а большим талитом накрываются во время утренней молитвы.

В прошлом это полотно делали из шерсти или льна, сейчас его могут изготовливать еще и из шелка. Евреи, которые строго соблюдают законы, предпочитают шерстяной талит. Многие на полотне вышивают серебристой нитью корону. В одних общинах талитом пользуются только женатые люди, в других — все мужчины, достигшие тринадцати лет

Арба‑канфот (четыре крыла)

Заповедь, содержащаяся в Торе, повелевает сделать четыре кисти (цицит)  по краям четырехугольной одежды. Заповедь эта очень важна: «И увидите их, и вспомните все заповеди Г‑спода» (Бемидбар, 15:39). Поэтому каждый религиозный еврей надевает на себя и носит в течение всего дня малый талит определенной величины. Его носят даже дети, поэтому он и называется «талит катан», то есть талит малыша. Название арба‑канфот (четыре крыла) дано ему за четыре кисти, которыми он заканчивается.

Надевающий арба‑канфот произносит: «Благословен ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь Вселенной, освятивший нас чвоими заповедями и давший нам заповедь цицит».

Трудно установить, когда возник обычай носить малый талит под верхней одеждой в течение всего дня. Предполагают, что евреи Европы ввели этот обычай во времена жестоких преследований за веру. Они не носили большой талит с кистями в течение всего дня, а покрывались им только в синагоге, во время молитвы, но, чтобы не нарушать заповедь, носили арба‑канфот под верхней одеждой.

 

По материалам сайтаwww.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.