Молитва о дожде
1. Начну я с песни и словами благодарения2. Хорами будем тебя воспевать,3. Восхваляя величие Г‑спода;4. Излияния души преподносим тебе5. О, Боже великий и вечный!6. Ответь нам, Г‑споди, освежающим дождем!7. Прими мой шепот молитвенный8. Внемли, Всевышний, зову моему9. И вспомни любовь, оказанную тобой.10. Как убеленный сединою встаю пред тобой11. Ответь нам, Г‑споди, благодатным дождем!12. Вспомни к добру нас13. И покажи нам свою щедрость14. Одари нас милосердием15. И спаси нас от несчастья.16. Учи нас правдивому слову.17. И уведи от беды18. Ответь нам, Г‑споди, желанным дождем!19. Спасение сверху прикажи нам, Г‑сподь.20. Когда стоим преклоненными в молитве.21. Просьбу нашу выполни и щедро благослови.22. Ответь нам, Г‑споди, благословенным дождем!23. К песнопениям моим прислушайся,24. Пусть излияние души дойдет до тебя, как, жертвенное приношение,25. Поднимаем глаза из давящих глубин26. Ответь нам, Г‑споди, радостным дождем!27. Подними и спаси от смерти и горя,28. Пусть правда ведет и радость спасет29. Услышь наши мольбы и не дай нам слабеть30. Ответь нам, Г‑споди, благодатным дождем!31. Наши чувства и песни пусть дойдут до тебя,32. Всели в наши души спокойствие и мир33. Ответь нам, Г-спода, животворным дождем!34. Наши молитвы пусть дойдут до тебя35. Укажи нам путь жизни —36. Путь радости и счастья.37. Встанем пред тобою с песней‑алелем38. Ответь нам, Г‑споди, счастливым дождем!39. Пусть будут желанными слова моих уст40. Прими их сегодня, как чистый подарок.41. Не верни наши молитвы без ответа42. Ведь ты сотворил и небо и землю43. Ответь же нам, Г‑споди, дождем благоволения!44. Дай мудрость и звание и разум нам дай,35. Дабы постигнуть и славить вечность твою.46. Сегодня мы просим дождливый год47. Ответь нам, Г‑споди, с небесного свода!
Молитва о дожде
1. Начну я с песни и словами благодарения2. Хорами будем тебя воспевать,3. Восхваляя величие Г‑спода;4. Излияния души преподносим тебе5. О, Боже великий и вечный!6. Ответь нам, Г‑споди, освежающим дождем!7. Прими мой шепот молитвенный8. Внемли, Всевышний, зову моему9. И вспомни любовь, оказанную тобой.10. Как убеленный сединою встаю пред тобой11. Ответь нам, Г‑споди, благодатным дождем!12. Вспомни к добру нас13. И покажи нам свою щедрость14. Одари нас милосердием15. И спаси нас от несчастья.16. Учи нас правдивому слову.17. И уведи от беды18. Ответь нам, Г‑споди, желанным дождем!19. Спасение сверху прикажи нам, Г‑сподь.20. Когда стоим преклоненными в молитве.21. Просьбу нашу выполни и щедро благослови.22. Ответь нам, Г‑споди, благословенным дождем!23. К песнопениям моим прислушайся,24. Пусть излияние души дойдет до тебя, как, жертвенное приношение,25. Поднимаем глаза из давящих глубин26. Ответь нам, Г‑споди, радостным дождем!27. Подними и спаси от смерти и горя,28. Пусть правда ведет и радость спасет29. Услышь наши мольбы и не дай нам слабеть30. Ответь нам, Г‑споди, благодатным дождем!31. Наши чувства и песни пусть дойдут до тебя,32. Всели в наши души спокойствие и мир33. Ответь нам, Г-спода, животворным дождем!34. Наши молитвы пусть дойдут до тебя35. Укажи нам путь жизни —36. Путь радости и счастья.37. Встанем пред тобою с песней‑алелем38. Ответь нам, Г‑споди, счастливым дождем!39. Пусть будут желанными слова моих уст40. Прими их сегодня, как чистый подарок.41. Не верни наши молитвы без ответа42. Ведь ты сотворил и небо и землю43. Ответь же нам, Г‑споди, дождем благоволения!44. Дай мудрость и звание и разум нам дай,35. Дабы постигнуть и славить вечность твою.46. Сегодня мы просим дождливый год47. Ответь нам, Г‑споди, с небесного свода!
Н. Зогар. Объяснения к молитве о дожде
В молитве Мусаф, которую читают в восьмой день праздника Сукот, обращаются к Г‑споду с просьбой, чтобы год был дождливым и урожайным. В эпоху Мишны впервые было дано обоснование этой молитвы: «В этот праздник [в праздник Сукот] решается судьба года. Время это — как раз перед началом сезона дождей, началом посева, и молитва посвящена наступающему сельскохозяйственному году, чтобы он был благословенным годом».
Молитва о дожде была основана на идее о «заслуге предков». Так же как человек хочет отблагодарить сына того, кто ему сделал добро, так и мы просим Г‑спода, зная, что благодаря заслугам и благочестивым делам праотцев наших, он дарует нам дождь.
Идею «заслуги отцов» можно определенный еще и как этап в истории еврейского народа. Ведь та общность, которую мы называем «еврейским народом», включает не только евреев, живущих в настоящее время, но и евреев, живших в прошлые века, и тех, кто будет жить в будущем. Это единство охватывает тысячи лет и выходит за пределы исторических границ. И поэтому «заслуги отцов», истоки которых начинаются с древнейших времен, могут служить основой в наших ежегодных молитвах в каждом историческом периоде.
Первый абзац молитвы рассказывает о нашем праотце Аврааме. Начальные слова молитвы гласят: «Вспомни Отца, который беспрекословно шел за тобою как вода». Так же как вода идет по течению вниз, не поворачивая назад, так и Авраам шел за Г‑сподом Б‑гом со всей преданностью и верой.
«Ты его благословил как дерево, посаженное при потоках вод». Эта метафора, взятая из третьего стиха первой главы книги псалмов Давида, относится к нашему праотцу. Вся глава посвящена человеку, который «…не ходил на совет нечестивых и не вступил на путь грешных… но о законе Г‑спода помыслы его». Так и Авраам, который не преклонялся идолам и не ходил на совет окружавших его язычников, а шел непреклонно по пути, указанному Г‑сподом.
«Ты защищал его и спасал его от огня и воды». В Мидраше рассказывается, как Нимрод, царь страны Ур-Касдим, где родился Авраам, бросил Авраама в плавильный горн за его веру в единого Б‑га. Авраам чудом спасся. Уже на старости лет, когда он отправился выполнить повеление Г‑спода о жертвоприношении Ицхака, то на пути его встал Сатана в виде реки и мешал ему пройти. Авраам вошел в воду и не смог дальше двигаться, тогда он обратился к Б‑гу, и просьба его была услышана. В конце первого абзаца этой молитвы все молящиеся хором произносят: «За его заслуги не лишай нас, Г‑споди, воды!»
Второй абзац молитвы рассказывает об Ицхаке. Он родился после благой вести ангелов, которая пришла к Аврааму после того, как он увидел трех мужей, стоящих у входа в шатер. Авраам попросил их остановиться: «Сейчас принесут немного воды, и омоют ноги ваши». Наши мудрецы, толкователи Торы, говорили, что благодаря этому поступку, евреев в дни блуждания по пустыне все 40 лет сопровождал колодец с водой.
«Ты повелел, Г‑споди, привести Ицхака как жертвоприношение и пролить его кровь как воду». В Мидраше говорится, что Ицхак пошел на это по собственному желанию, без принуждения, выполняя волю Г‑спода, как и сказано в Торе: «И пошли они оба вместе».
«И вновь выкопал Ицхак колодец воды». Он выкопал колодцы в районе Беер‑Шевы, которые завалили филистимляне после смерти Авраама. Во время прочтения этих строк, мы вспоминаем добрые дела, сделанные человеком и просим у Г‑спода помощи, чтобы он сделал благо нашей стране, нуждающейся в дожде и воде. В конце второго абзаца молитвы, все молящиеся хором произносят: «За его праведные дела одари нас, Г‑споди, густыми облаками воды»,
Третий абзац рассказывает нам об отдельных событиях в жизни Яакова, связанных с водой: «И сказал Яаков: “Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Ицхака, Г‑споди, сказавший мне возвратись в землю твою, на родину твою и я буду благотворить тебе”»; «И взял Яаков посох свой и перешел воду Иордана»; «Встал Яаков и пошел в страну сынов востока… По дороге он увидел, что Рахель, подходит к колодцу со скотом, который она пасла. Подошел Яаков, отвалил камень от устья колодезя и напоил овец Рахель…». Благодаря заслугам Яакова, мы просим Г‑спода, чтобы он напоил наши поля водой. Этот мотив повторяется и в рассказе о заслугах Моисея.
Яаков также боролся с ангелом, созданным из огня и воды. Из этой борьбы он вышел победителем, хотя и был ранен, и за эту победу было дано ему имя Исраэль: «И ты обещал ему быть с ним все время, в огне и воде». Это предложение основано на стихе пророка Исайи: «…Так сказал Г‑сподь, сотворивший тебя Яаков, и создавший тебя Исраэль: не бойся. Будешь ли переходить через воды я с тобою — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь не обожжешься, и пламя не опалит тебя…» (Исайя, 43). В конце третьего абзаца, все молящиеся хором повторяют рефрен: «За его заслуги, не лишай нас, Г‑споди, воды».
Четвертый абзац молитвы о дожде рассказывает об отдельных праведных делах Моисея, связанных с водою: «Вытащенный из воды, где он находился в тростниковой корзине». Этот эпизод взят из библейского рассказа: «Дочь Фараона увидела корзину среди тростника и послала рабыню свою взять ее» (Шмот, 2:5).
Затем следует другое событие, связанное с водой: «Он начерпал воду и напоил овец». Оно рассказывает нам о взрослом Моисее, который убежал от фараона и остановился у колодца в земле Мидьян.
В Библии говорится: «У священника Мидьянского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец. И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».
Следующее событие, о котором рассказывается в молитве, связано с походом евреев из пустыни Син: «И расположились станом в Рефидиме, и не было воды пить народу… и жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея…»; «И сказал Г‑сподь Моисею: “…вот я стану пред тобою на скале в Хориве и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода и будет пить народ”» (Шмот, 17).
В конце этого абзаца молитвы, все молящиеся произносят рефрен: «За его праведные дела одари нас, Господи, густыми облаками воды.
Пятый абзац рассказывает о первосвященнике Аароне, брате Моисея, духовном руководителе при службе в святом Храме. В день Йом‑Кипур он должен был пять раз совершить омовение перед молитвами. Жертвоприношения в храме были предназначены для очищения духовной жизни и всепрощения народа от его прегрешения, также как погружение в бассейн для ритуального омовения освежает и очищает тело.
Этот отрывок напоминает нам о храмовой службе и об особой ответственности первосвященника в день Йом‑Кипур перед Сукот, который является днем очищения от всех грехов за прошедший год.
Шестой абзац молитвы не рассказывает нам ничего об определенной исторической личности, а повествует о целом поколении во время исхода евреев из Египта и о народе Израиля во всех веках.
В начале этого рассказа говорится: «Вспомни двенадцать колен, которых ты провел по морю, и расступились воды и они прошли как по суше». В книге «Шмот» рассказывается: «И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону». Второй эпизод в этом отрывке: «Как опреснил ты им горькую воду» (14:22).
Это отсылает нас к рассказу из Библии: «И шли они три дня по пустыне и не находили воды. Пришли в Меру и не могли пить воды в Мере, ибо она была горька. И возроптал народ… и Г‑сподь показал Моисею дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою».
В этой молитве есть и другой мотив: «Вспомни, как потомки их проливали свою кровь как воду…» Отпрыски этих двенадцати колен жертвовали своей жизнью в каждом поколении за веру в единого Б‑га, как в дни Авраама и Ицхака, так и в за всю дальнейшую историю еврейского народа.
«Обрати свое лицо к нам и не скрывай его от нас» — это метафора о скрывании лица, взятая из поэтических образов, используемых пророками в моральных проповедях. В них Г‑сподь Б‑г или отворачивается от народа и не прислушивается к его молитвам, или наоборот, обращает свое лицо к народу. Эта метафора означает удовлетворение его просьб.
«Ибо ты Г‑сподь, наш Б‑г, создаешь дуновение ветров и повелеваешь, чтобы шел дождь» — эта мысль основана на толковании Мидраша, где сказано, что ключ к дождю находится только во власти Г‑спода.
Последняя формулировка в этой молитве произносится ежедневно во время зимнего периода.