Обнажение головы
Среди одежд священника, которые сшили Аарону, упоминается головной убор — мицнефет, — чем-то напоминающий тюрбан. В книге пророка Йехезкеля (21:31) есть указание на то, что снятие тюрбана с головы означает бесчестие. Женщины в знак своей скромности должны были покрывать головы и закрывать лица. Иногда покрытая голова и закрытое лицо являлись символом траура. Например, Давид, оплакивая сына своего, Авшалома, «скрыл лицо свое».
Обнажение головы
Гилуй рош (обнажение головы)
Среди одежд священника, которые сшили Аарону, упоминается головной убор — мицнефет, — чем-то напоминающий тюрбан. В книге пророка Йехезкеля (21:31) есть указание на то, что снятие тюрбана с головы означает бесчестие. Женщины в знак своей скромности должны были покрывать головы и закрывать лица. Иногда покрытая голова и закрытое лицо являлись символом траура. Например, Давид, оплакивая сына своего, Авшалома, «скрыл лицо свое».
В Талмуде говорится о покрытии головы, как о выражении благочестия. Мать рабби Нахмана бар Ицхака указала своему сыну на необходимость покрывать голову, чтобы сохранить страх Божий. Рамбам писал: «Мудрецы проявляют большую скромность, не унижая себя и не обнажая головы», а в «Морэ невухим» он указывает, что хазал остерегались обнажать голову, потому что Дух Божий парит над головой человека, чтобы охранять его. В час молитвы и благословения обнажать голову категорически запрещено. В книге «Маниг» сказано: «Не принято молиться с непокрытой головой из страха перед провидением, ибо сказано: “Всегда представляю Господа пред собой”» (Теилим, 16:8). Автор «Маген Авраам» видел причину запрета обнажать голову во время молитвы в запрете Торы следовать законам идолопоклонников.
Гилуй рош бе‑иша (покрытие головы женщины)
Мудрецы считают, что покрытие головы женщины заповедано Торой, и предостерегают еврейских женщин против обнажения головы.
Рамбам объясняет этот запрет так: «Выходит женщина на улицу с непокрытой головой — преступает она закон Моисея (Тору). Однако когда женщина дома, нет запрета на обнажение головы: это лишь требование скромности».
Незамужняя женщина не обязана покрывать голову, но принято, что женщина разведенная или овдовевшая покрывает голову, хотя закон не обязывает ее.
Пеа нохрит (парик)
Еврейские религиозные женщины носят парик после замужества, чтобы их собственные волосы не были открыты взорам окружающих. Замужней женщине запрещено появляться с непокрытой головой только при чужих людях, дома она может открыть волосы. Однако Талмуд рассказывает о женщине, семеро детей которой занимали должность первосвященника. Когда ее спросили, как она удостоилась этого, женщина ответила: «Никогда не видели стены моего дома волос моих». Рамбам отмечает, что если женщина проходит по базару с непокрытой головой, она преступает законы Моисея.
Невеста приходит к хупе под вуалью с отращенными волосами (Ктубот 15). Так принято выводить девушку из родительского дома на свадьбу.
Пейсы (пеот)
В Торе сказано: «Не стриги краев волос головы твоей и не порти края бороды твоей» (Ваикра, 19:27). Поэтому хазал постановили, что «…края волос — это пейсы — волосы на висках головы». По словам Рамбама, мудрецы не определили, какого размера должны быть пейсы: «От старейшин наших слышали мы, что в пейсе должно быть не менее сорока волос». А в «Шулхан Арухе» сказано: «Пейсы должны спускаться ниже мочки уха, до нижней части щеки».
У сефардов не было обычая отращивать пейсы, однако йемениты отращивали длинные пейсы и называли их «знаками», так как они отличали их от соседей-неевреев и были знаком их еврейства.
По материалам сайтаwww.judaicaru.org