Община
В частном случае общиной называют собрание не менее десяти евреев старше тринадцати лет для молитвы и богослужения. Хазал требовали единства в еврейской общине, Гилель сказал: «Не отлучай себя от общества». Когда народ находится в бедствии и один из Израиля отстранится от общины, приходят два ангела, которые сопровождают его, возлагают руки на его голову и говорят: «Этот отрешился от общины, да не удостоится он увидеть утешение общины». Те, кто отрекаются от общины, попадают в ад. Хазал заботились о не только о том, чтобы община не теряла сынов своих и не ослабевала, но и о том, чтобы не завладели обществом нечестивые люди и не притесняли ее. Мудрецы также предостерегали: не возлагать на общину законы и постановления, которые большая ее часть не в силах выполнить.
Община
В частном случае общиной называют собрание не менее десяти евреев старше тринадцати лет для молитвы и богослужения. Хазал требовали единства в еврейской общине, Гилель сказал: «Не отлучай себя от общества». Когда народ находится в бедствии и один из Израиля отстранится от общины, приходят два ангела, которые сопровождают его, возлагают руки на его голову и говорят: «Этот отрешился от общины, да не удостоится он увидеть утешение общины». Те, кто отрекаются от общины, попадают в ад. Хазал заботились о не только о том, чтобы община не теряла сынов своих и не ослабевала, но и о том, чтобы не завладели обществом нечестивые люди и не притесняли ее. Мудрецы также предостерегали: не возлагать на общину законы и постановления, которые большая ее часть не в силах выполнить.
Именем кагал или кэила называли также административный орган общины. Корни этого учреждения были заложены в еврейской общинной организации в Вавилоне. Евреи Вавилона имели право строить общественную жизнь по своему усмотрению. Создав такую сильную организацию, которая обеспечивала своим членам возможность жить обособленной жизнью даже в условиях чужого окружения, вавилонская община являлась примером для всех общин евреев. Этому примеру следовали евреи других стран, конечно, с учетом тех или иных нюансов. Община и суд —два столпа еврейского самоуправления, существовавших со времен падения Второго Храма и практически до наших дней.
Еврейские общины в Вавилоне были самыми старыми в диаспоре, они были основаны еще во времена вавилонского плена, после разрушения Первого Храма. Об образе жизни вавилонских общин периода Второго Храма до нас дошли лишь весьма скудные сведения, но эпоха Талмуда дает нам богатый материал.
Общины занимались взиманием правительственных налогов, тем самым правительство предоставило общине власть над ее членами. Центральные и городские власти не признавали еврея юридическим лицом, поэтому подушный налог взимался именно с общины: каждой из них назначалась определенная сумма, которую главы общины делили на всех ее членов. В дополнение к этому община занималась организацией своей защиты: починкой стен еврейского квартала, содержанием охраны и закупками оружия. Она отвечала за поставку воды, наблюдала за соблюдением санитарных правил и выполняла множество других функций.
В руках общины находилось попечительство над рынками: она следила за тем, чтобы цены на товары не завышались и не занижались. Община заботилась о том, чтобы ее члены не притесняли друг друга. Изучающим Тору она предоставляла особые привилегии, в том числе облегчала им налоговое бремя. Главы общины были посредниками между работниками и работодателями. Разумеется, община заботилась о синагогах и Домах учения, следила за воспитанием детей и содержала учителей.
Во главе общины стояло семь человек, выбранных из самых уважаемых людей города. В разных общинах они назывались по‑разному: парнасами (кормильцами), благими или главными. В некоторых городах парнас избирался ежемесячно и именовался парнас на месяц. Он сосредоточивал в своих руках большую власть, так как мог влиять на судебные дела, на работу налоговых комиссий и на решения чиновников. Парнас на месяц определял бюджет общины на время своего правления, утверждал счета, организовывал ссуды, подписывал обязательства и документы. Были случаи, когда парнас не был честен и при этом отказывался покинуть свой пост после завершения срока управления, продолжая возглавлять общину в течение нескольких лет.
Все важные дела решались в присутствии членов общины. Некоторые вопросы главы могли решать только с согласия и одобрения хахама (мудреца) города и раввина. Такое согласие было необходимо, например, для принятия новых постановлений.
Для организации общественного призрения назначались габаим — старосты. Один выбирался для взимания подаяний, второй — для ежедневной раздачи пищи и средств бедным, третий отвечал за выдачу денег бедным в канун субботы. Налог подаяний возлагался на всех членов общины, даже на сирот.
Кроме лиц, ведавших взиманием денег, следует упомянуть служителей синагог и Домов учения. Во главе всех еврейских общин Вавилона стоял Рош hа‑гола — глава диаспоры.
В Средние века еврейское самоуправление находилось в руках глав общины. Они были посредниками между евреями и государством, ходатаями и заступниками перед властями. Они взимали налоги и пошлины, возложенные на евреев, и передавали деньги государству. При этом евреи пользовались правом жительства, правом внутреннего суда и правом исповедовать иудаизм. Таким образом, община была как бы государством в государстве. Раввины и главы общины установили множество правил для упрочения религии и укрепления позиций евреев в условиях неприязни со стороны народов, среди которых они жили.
В течение некоторого времени еврейские общины Испании могли сами судить своих членов, совершивших уголовные преступления, а почти во всех странах общины пользовалась правом наложения штрафов и конфискаций имущества по постановлению еврейского суда. В Польше и Литве община содержала своего рода карцеры, в которые заключались на день или два правонарушители.
В некоторых общинах действовала воспитательная комиссия, которая наблюдала за учебными заведениями и надзирала за нравственностью членов общины. Комиссия эта следила за тем, чтобы одежда членов общины не была слишком роскошной, чтобы музыканты не играли слишком громко во время свадеб и празднеств и чтобы старые и малые не поднимали шума на улицах.
По материалам сайтаwww.judaicaru.org