Первенец, первородство

В Библии первенцем (бехором) называли первого ребенка матери или отца. Первенец матери назывался также «отверзающий утробу».

Первенец, первородство

В Библии первенцем (бехором) называли первого ребенка матери или отца. Первенец матери назывался также «отверзающий утробу».

Предания времен праотцов свидетельствуют об особом положении первенца среди братьев. Можно сказать, что первенец замещал отца семьи, и его младшие братья оказывали ему почести как отцу: вставали при его появлении и прислуживали ему. Возможно, в древние времена первенец был единственным наследником среди братьев. Именно тогда слово бехор стало использоваться как метафора, обозначающая вельможу или князя: «Первенцем я сделаю его, высшим среди царей cтраны» (Теилим, 89:28). В Египте первенцам оказывали огромные почести, и, согласно Мехилте, именно поэтому Г‑сподь их покарал.

Как говорится в Торе, доля первенца в наследстве должна быть вдвое больше доли каждого из его братьев, однако право первенца на титулы и звания могут передаваться. Например, Яаков купил право первородства у Эсава и вместе с первородством получил особое благословение отца, на которое только первенец имел право. Авраам же прогнал из дома своего сына от наложницы, «Ибо не наследует сын этой служанки с сыном моим, Ицхаком» (Берешит, 21:10). Яаков передал первородство Реувена Йосефу, но благословение на царство отдал Йегуде. Царь Давид избрал на царство после себя своего младшего сына Соломона.

Однако, начиная с царя Йегошафата, старший сын всегда наследовал престол отца. Пост первосвященника тоже переходил от отца к старшему сыну. Рамбам писал: «Царский сан принадлежит помазаннику и его сыновьям, он передается по наследству, и старший сын предшествует младшему. И не только царский сан, но подобно ему и все звания и должности, существующие в Израиле».

До получения евреями Торы именно первенец выполнял функции священника и приносил жертвы — «посвяти Мне каждого первенца» (Шмот, 13:2). Другой стих: «И послал отроков, сынов Израиля, и вознесли они всесожжения и заклали жертвы мирные…» (Шмот 24:5), Онкелос переводит: «И послал первенцев сынов Израиля».

Когда первенцы начали поклоняться золотому тельцу и стали непригодны к службе в церкви, вместо них были избраны левиты, непричастные к идолопоклонству. Как было сказано: «И вот взял Я левитов из среды сынов Израиля вместо всех первенцев… и да будут левиты Моими» (Бемидбар, 3:11). С появлением скинии прекратилось служение первенцев, и службы начали совершали священники — коэны.

По материалам сайтаwww.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.