Рабби Моше Вейсман «Мидраш рассказывает»
Каждый человек обязан спрашивать себя: «Когда же мои дела сравняются с делами моих праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова?» (Тана девей Элияу раба).
Рабби Моше Вейсман «Мидраш рассказывает»
Каждый человек обязан спрашивать себя: «Когда же мои дела сравняются с делами моих праотцов — Авраама, Ицхака и Яакова?» (Тана девей Элияу раба).
«Авраам был стар, пришел в лета, а Б-г благословил Авраама всем» (Берейшит, 24:1). Преисполненный знаниями Торы, Авраам полностью подчинил себе злое начало в своей душе, свой йецер hа‑ра, и был благословен всеми благословениями, которые только могут быть дарованы человеку в нашем мире. Однако хоть Авраам и был стар, выглядел он молодо. В те времена внешние признаки старения не были заметны: люди до самой смерти выглядели молодыми. Так как Ицхак был очень похож на своего отца, Авраама было трудно отличить от него. Поэтому Авраам сказал Ашему: «Властелин Вселенной! Куда бы я ни пришел вместе с Ицхаком, люди не знают, кому первому из нас оказывать почести. Если ты будешь изменять внешность стареющего человека, будет видно, кого надо чтить».
Ашем согласился и сказал: «Ты попросил о добром деле. Так что первым, на ком исполнится эта просьба, будешь ты». Тут же у Авраама появились признаки старости.
Мужчину старят четыре причины: страх, огорчения из-за детей, злая жена и война. Примеры влияния всех четырех причин можно найти в Танахе:
- Царь Давид состарился из-за страха, ибо сказано (Диврей Аямим I 21:30): «Он был устрашен мечом ангела Ашема» (Диврей Аямим, 21:30). А после сказано: «И состарился Давид» (Там же, 21:30).
- Про Эли написано: «Эли же был весьма стар. И слышал о том, как поступают его сыновья с евреями» (Шмуэль I, 2:22). То есть, он состарился из-за огорчения, причиненного ему детьми.
- Царь Шломо состарился из-за того, что его жены служили идолам, а он не противился этому (Млахим I, 11:4).
- Иегошуа воевал против тридцати одного царя: «И состарился Иегошуа» (Иегошуа, 12:24).
Однако, хоть об Аврааме и сказано, что он был стар, ни одна из вышеперечисленных причин не могла привести к старости: жена глубоко его почитала, сыновья следовали его путями, в этом мире он был благословлен богатством, удача сопутствовала ему в мирной жизни и на войне. Поэтому старение Авраама было символом славы и почестей.
«Вот дни жизни Авраама, которые он прожил: сто семьдесят пять лет. И скончался Авраам, умерев в доброй старости, мудрец, удовлетворенный жизнью, и был приобщен к народу своему» (Берейшит, 25:7–8)
«И было дней Ицхака сто восемьдесят лет. И скончался Ицхак, и умер, и приобщен был к народу своему. Старый и насыщенный днями» (Берейшит, 35:28‑29)
«И было дней Яакова, лет жизни его сто сорок семь лет. И когда окончил Яаков завещать сыновьям своим,и скончался, и был приобщен к народу своему» (Берейшит, 47:28, 49:33)
Аврааму было обещано, что он доживет до глубокой старости. Однако если бы Авраам дожил до ста восьмидесяти лет, как вначале предопределил ему Ашем, он увидел бы, как его внук Эсав стал прелюбодеем и убийцей. Поэтому Авраам скончался пятью годами раньше, когда Яакову и Эсаву было только пятнадцать лет, и Эсав еще не проявлял открыто свои нечестивые качества.
Прежде чем Авраам умер, Ашем дал ему увидеть долю в олам аба (грядущем мире), и Авраам скончался со спокойной и счастливой улыбкой на лице. Прежде чем праведники умирают, Ашем показывает им их будущую награду, для того чтобы они отходили в душевном спокойствии.
«И было … сказали Йосефу: вот, отец твой болен» (Берейшит, 48:1). Йосефу сообщили, что его отец тяжело болен. Эту весть принес ему Эфраим, часто гостивший в Гошене у Яакова, чтобы вместе с дедом изучать Тору. Надо сказать, что Яаков был первым из людей, кто тяжело заболел перед смертью. Однако, его болезнь была дана Ашемом по его собственному желанию. Он сам попросил у Ашема дать ему знать, когда подойдет конец его жизни.
Яаков попросил, чтобы перед смертью человек тяжело болел, и довод у него был вполне убедительный: «Если человек умирает внезапно, то он не может заранее отдать распоряжения своим сыновьям и привести в порядок свои дела. Дозволь, чтобы человек мог подготовиться к смерти во время болезни, тогда у него будет возможность закончить самые необходимые дела».
До Ицхака никому не приходилось испытывать муки болезней. Но однажды Ицхак попросил у Ашема страданий: «Человека, который умрет, так и не испытав страданий, небесный суд будет судить со всей строгостью. А страдания, перенесенные в нашем мире, избавили бы его от геинома, от наказания в грядущем мире». Ашем ответил: «Клянусь, ты попросил то, что нужно! Я начну с тебя!» И сын Авраама последние свои годы прожил в мучительной слепоте: «И было, когда Ицхак состарился, и притупилось зрение его» (Берейшит, 27:1).
До времен царя Хизкияу не случалось, чтобы человек излечился от смертельного заболевания. Хизкияу помолился Ашему: «Если человек остается здоровым до самой своей смерти, он забывает о тшуве. Но тот, кто опасно болен, пусть сделает тшуву в надежде выздороветь. Дай ему такой шанс». И сказал Ашем; «Клянусь, ты попросил то, что нужно! И я начну с тебя!» Тут же Хизкияу был сражен тяжелой болезнью, но впоследствии выздоровел.
Если бы нам было дано попросить Ашема об исполнении какого-нибудь желания, то о чем бы мы стали просить? Наверняка попросили бы вечной молодости, здоровья, счастья и т. п. А Мидраш рассказывает нам о том, что наши праотцы просили о совершенно противоположном: они хотели выглядеть старыми, хотели, чтобы им были даны страдания и болезни.
Неужели мы настолько изменились, что наши желания полностью противоположны желаниям наших предков? Дело в том, что в наши дни наибольшее значение придается благополучию в этом мире. Для наших же праотцев было очевидно, что цель человеческого существования — будущий мир. Поэтому они и просили о том, что может помочь духовному благополучию человека, и отвергали то, что может стать пагубным для его души.
«…И поклонился Исраэль к изголовью ложа» (Берейшит, 47:31). Тогда Яаков повернулся лицом к Шехине, покоившейся над его ложем, и поклонился, чтобы поблагодарить Ашема за то, что его желание было признано.
Жизнь проходит подобно тени, но не тени глухой стены или дерева, прочно держащегося корнями за почву, а тени летящей птицы: мелькнула и исчезла. Все мы знаем, что наши тела не вечны. На словах мы признаем, что каждый человек смертен, жизнь рано или поздно проходит, и все должны когда-нибудь умереть, но ведем себя так, будто смерть лично к каждому из нас никогда не придет.
Наши праотцы всегда помнили, что в этом мире они лишь временные жители, которых поместили сюда только на короткий век. Они провели свою жизнь в подготовке к миру грядущему, потому что всегда жили с ясным сознанием смерти.
Авраам сказал Ашему: «Не дал ты мне потомка, и вот, мой домочадец унаследует мне» (Берешит, 16:3). Ицхак сказал Эсаву: !Чтобы благословила тебя моя душа, прежде чем умру» (там же, 27:4). Яаков сказал: «И чтобы лечь мне с моими отцами» (там же, 47:30).
Случилось Магиду из Кельма приехать в город, в котором собирались закрыть еврейскую больницу. Закрывали не потому, что все евреи в этом городе отличались отменным здоровьем, а потому что богачи перестали делать пожертвования на содержание больницы.
В синагоге собрались все жители, чтобы послушать знаменитого Магида. После предвечерней молитвы раввин обратился к собравшимся:
— Господа, позвольте рассказать вам одну историю. Как известно вам, дорогие евреи, Шехина пребывает у изголовья больного. Так вот, в один прекрасный день пришла Шехина к Творцу и сказала: «Владыка мира! Всегда ты посылаешь меня в дома бедняков. Прихожу я в дом и вижу больного в маленькой темной комнатке, на старой изломанной кровати, зачастую без подушки. Дети бегают полураздетые, босые, голодные, без присмотра. Сам больной целиком во власти страданий, не в состоянии оплатить визит врача, лекарства. Всевышний, нет у меня больше сил видеть все это. И вот, спрашиваю я: почему не посылаешь ты меня в дома людей богатых, живущих в больших светлых комнатах, в достатке, в довольстве?» Ответил ей Б-г: «Права ты, дочь моя, просьбу твою я исполню».
И тогда богачи начали болеть. Не осталось состоятельного дома, в котором кто‑нибудь не болел бы. И не на что было Шехине жаловаться. Пребывала она теперь в больших роскошных домах, в изголовье чистых удобных кроватей, нужда и бедность не омрачали ее взор.
Увидели богатые люди, что дела их плохи, не покидают их разные болезни. Посовещались и решили построить больницы для бедных: случится и заболеет человек бедный, будет ему где преклонить голову, и лежать он будет в чистой и светлой палате, на мягкой кровати, и будет врач осматривать его, и будут у него лекарства, и будет горячая пища; и тогда Шехина сможет пребывать у его постели.
— Но сейчас, господа, — закончил Магид из Кельма, — вы, богатые люди, не хотите давать деньги на содержание больницы. Очевидно, придется Шехине вновь перейти в ваши дома!
Нам наказано не быть бездумными, ведь тот, кому сегодня сопутствует удача, завтра может стать несчастным. И наоборот, человек, которого сегодня преследуют беды, завтра может быть одарен радостью. Ашем управляет человеческими судьбами, и никто не знает, что уготовано ему грядущим днем. Даже величайшие праведники не избавлены от несчастья.
Авраам был благословлен всеми благословениями, которые только есть в этом мире, и в годы старости ему был дарован сын. Но потом ему было велено: «Возьми своего единственного сына и принеси его в жертву всесожжения!» Три дня он жил под гнетом того, что ему было необходимо совершить. И в последний момент ему было позволено заменить на жертвеннике сына овном. Он возвратился домой в великой радости, но дома узнал о кончине своей жены Сары. Он хотел похоронить ее, но у него не было даже самого малого клочка земли, чтобы вырыть могилу. Ему пришлось приобрести поле за неслыханную по тем временам цену в четыреста серебряных шекелей. Но, несмотря ни на что, он не сетовал, а принял Божественный приговор.
И если это случилось с праведником Авраамом, то грешники не могут надеяться, что их ожидает беззаботное будущее.
Ицхак, о котором филистимский царь сказал: «Мы увидели, что с тобой Ашем», был поражен слепотой. Если такая судьба была уготована Ицхаку, которого называют «беспорочной жертвой Всемогущему», то чего же ждать нечестивцу?
Яаков, благодаря небесному промыслу, получил благословение вместо Эсава. Когда он совершал свой путь к Лавану, Всемогущий объявил, что он сам стоит над Яаковом, чтобы защищать его (Берейшит, 28:13). Тем не менее, впоследствии Яакову двадцать лет пришлось служить Лавану, а после того, как он женился, родил детей и разбогател, ему пришлось спасаться от Эсава.
Ашем спас его, но затем снова подверг испытаниям: дочь Дина была осквернена, а сына Йосефа продали в рабство. Если такова была жизнь праведника Яакова, которого называли «слугой Ашема», то нечестивец может ожидать только худшей участи.
Йегошуа удавались все его дела и замыслы. Народ слушался его, он покорил тридцать одного ханаанского царя и завоевал Землю Обетованную. Однако он умер, не оставив после себя сыновей.
Эли был настоящим вождем общины Израиля: первосвященником, главным судьей и политическим руководителем народа, но его величие длилось недолго. Он умер, сломав себе шею при падении с кресла (Шмуэль, 4:18), а два его сына, Хофни и Пинхас, за свои грехи нашли смерть в битве. Если такова была судьба праведника Эли, то уж нечестивцев Ашем покарает более сурово.
Жена Аарона Элишева никогда в своей жизни не испытывала такой радости, как на восьмой день освящения. Она была свидетельницей того, как члены ее семьи удостоились самого большого почета у евреев: ее деверь Моше руководил всем народом, ее брат Нахшон был главой колена, ее муж — первосвященник, а сыновья — коэны. Но ее ликование мгновенно превратилось в глубокую скорбь, когда погибли двое ее прекрасных сыновей.
Поэтому царь Давид и предостерегает нас в Теилим, чтобы мы никогда не предавались чрезмерному веселью, ибо никакая радость в мире не может быть бесконечной.
Насылая на нас невзгоды, Всемогущий напоминает нам о преходящей природе этого мира и о нашей подлинной задаче в нем — служении ему. Человек, жизнь которого ничем не омрачена, забывает о своей сущности и впадает в духовную спячку. Если бы не напоминания свыше, мы стали бы высокомерными и самонадеянными, ведя себя в этой жизни так, как если бы она продолжалась вечно. Праведники извлекают из своих несчастий благо, достигая близости к Ашему.
По материалам сайтаschool.ort.spb.ru