Самаритяне

Самаритяне (ивр. שומרונים, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание —шамрим аль hа‑эмет, хранители истины) — религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона и в Шхеме. Самаритяне объединились в религиозно-этническую группу в начале эпохи Второго Храма на территории Самарии.

Самаритяне

Самаритяне (ивр. שומרונים, шомроним, в Талмуде кутим; самоназвание —шамрим аль hа‑эмет, хранители истины) — религиозно-этническая группа, численностью около 600 человек, проживающая в отдельном квартале Холона и в Шхеме. Самаритяне объединились в религиозно-этническую группу в начале эпохи Второго Храма на территории Самарии.

Согласно традиции самаритян, они являются частью народа Израиля, хранящей верность его подлинному наследию. Согласно той же традиции, вплоть до дней священника Эли продолжался период, называемый рахута (благоволение), во время которого местопребыванием Б‑га была гора Гризим близ Шхема. Однако во времена Эли начался период, называемый пнута (отход), когда большинство народа Израиля покинуло гору Гризим, и лишь колено Иосифа, с которым самаритяне себя идентифицируют, осталось хранителем подлинной традиции.

Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 годах до нашей эры, которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (Мелахим II, 17:24). Библия повествует: «…донесли царю ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Б‑га той земли, и за то он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их». Царь приказал отправить в Самарию одного из выселенных оттуда священников, чтобы тот научил новоприбывших, как чтить Б‑га, после чего «Г‑спода они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их» (Мелахим II, 17:25–34). Согласно ассирийским источникам, большинство населения Самарии не было изгнано, а поселенцы образовали высший слой общества. Таким образом, обе этнические группы сыграли роль в формировании самаритян.

Во времена правления последних царей Иудеи оставшиеся жители бывшего Израильского царства продолжали поддерживать связь с Иерусалимом и Храмом (Ирмияу, 31:6), и, следовательно, самаритяне еще не являлись отдельной религиозной группой. Еще в начале периода возвращения в Сион лидеры Самарии во главе с Санваллатом пытались сотрудничать с вернувшимися из изгнания, однако те отвергли их, что привело к длительной вражде между самаритянами и вернувшимися и способствовало превращению самаритян в отдельную религиозно‑этническую группу. Хотя в Библии не объясняется, почему вернувшиеся так повели себя с жителями Самарии, исследователи полагают, что причина коренилась в языческих элементах самаритянского культа.

Согласно Иосифу Флавию, окончательный разрыв между евреями и самаритянами произошел уже после правления Нехемии, когда из-за женитьбы на дочери Санваллата был смещен Менаше из семьи первосвященников. Санваллат построил зятю храм на горе Гризим, что, по всей видимости, привело к формальному разделению евреев и самаритян. Среди исследователей существуют разногласия относительно датировки этого события, однако не подлежит сомнению, что ко времени завоевания Эрец-Исраэль Александром Македонским в 332 году до нашей эры самаритяне были уже сформировавшейся религиозно-этнической группой, обособленной от евреев.

После завоевания Александра, которому самаритяне оказали поддержку, между евреями и самаритянами сложились враждебные отношения. Согласно еврейским источникам, самаритяне неоднократно посягали на Иерусалимский храм. Самаритяне, сопровождавшие Александра в его походе в Египет, основали общину в Египте. Самаритяне потеряли расположение Александра, когда сожгли македонского наместника в городе Самария. В наказание Александр разрушил город, изгнал его жителей и основал на этом месте македонскую колонию. Возможно, именно это изгнание послужило причиной переселения самаритян в Шхем, который стал их религиозным центром.

Самаритяне не участвовали в восстании Хасмонеев, а в правление Гиркана I Йоханана вошли в коалицию нееврейских городов против Хасмонеев. В 128–127 годах до нашей эры Йоханан Гиркан захватил и разрушил Шхем и Самарию, а также разрушил храм на горе Гризим. Самария была вскоре восстановлена, а Шхем был отстроен лишь спустя 180 лет. Храм на горе Гризим более не восстанавливался и почти не упоминался, однако, по-видимому, после царствования Йоханана Гиркана на горе Гризим был сооружен алтарь.

Завоевание Эрец‑Исраэль Помпеем в 63 году до нашей эры не повлияло на положение самаритян, однако последующая административно‑территориальная реформа, предоставившая самаритянам территориальную автономию, способствовала их политической консолидации. Ирод I пользовался услугами самаритян в борьбе с Антигоном II. Сыновья Ирода, которым он завещал власть (Архелай, Ирод Антипа и Ирод Филипп I), были детьми его самаритянской жены Малтаки.

Мессианские движения в период, предшествовавший I Иудейской войне, по‑видимому, захватили и самаритян. Например, известно о собрании самаритян на горе Гризим, где новоявленный самаритянский мессия обещал явить верующим священные предметы, которые, по самаритянской традиции, были скрыты в конце периода рахута, и их явление должно было символизировать окончание периода пнута. Собрание завершилось кровавой бойней, которую учинили римляне по приказу прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Самаритяне обратились с жалобой к римскому наместнику Сирию Вителлию, и тот отправил Понтия Пилата в Рим, чтобы он дал отчет в своих действиях императору. Это решение свидетельствует о том, что римляне видели в самаритянах лояльных подданных.

Антиримское восстание практически не затронуло район Самарии. Во время подавления восстания в Галилее в 66 году нашей эры Веспасиан пресек беспорядки на горе Гризим, которые не перешли в восстание. В 72 году он основал близ Шхема новый город Флавия Неаполис, часть населения которого составили самаритяне. По‑видимому, отношения между римлянами и самаритянами в этот период были хорошими: вместо изображений языческих богов на монетах Шхема изображалась гора Гризим.

Хотя в начале восстания Бар‑Кохбы самаритяне, видимо, склонялись к его поддержке, во время его подавления они заняли нейтральную и даже проримскую позицию, что отражено как в еврейских, так и в самаритянских источниках. При Адриане на горе Гризим был воздвигнут языческий храм. Запустение, постигшее еврейские поселения после подавления восстания, привело к расселению самаритян в районах, примыкавших к территории Самарии (Северная Иудея, Приморская равнина, долина Бет-Шеана), где они составили значительную часть населения. Самаритянское население появилось и в более удаленных от Самарии районах: в Башане, возле Яфы, Явне и других. В городах Бет‑Шеан, Кастра, Тивон, Кесария, Эммаус, Яфа и Явне сложились значительные самаритянские центры.

Во время борьбы за власть между Септимием Севером и Песценниусом Нигером самаритяне поддержали последнего, и после его поражения отношения между самаритянами и римскими властями стали напряженными. Преследования христиан в III веке сказались и на самаритянах: их религия не была признана, и самаритян заставили доказывать лояльность языческой вере. Поскольку самаритяне не были признаны властями как евреи, им было запрещено производить обрезание, и они, как и все остальное нееврейское население империи, были обязаны проводить культовые возлияния. В результате гонений многие самаритяне отступили от своей веры.

С торжеством христианства в IV веке начались новые преследования самаритян. Многие из них перешли в христианство, при этом часть осталась верна самаритянской религии, внешне соблюдая христианские обряды. По-видимому, из-за этих преследований самаритяне приняли участие в антихристианских беспорядках во время правления Юлиана Отступника. Перевод в середине IV века расквартированных в Эрец‑Исраэль легионов на границы Византийской империи для участия в войне создал условия, позволившие самаритянам поднять несколько восстаний, во главе которых стоял Баба Раба. Этот период был временем наивысшего расцвета самаритян, их культуры и культа.

Гонения самаритян христианами продолжались в V–VI веках и вызвали несколько самаритянских восстаний. Первое из них произошло в 484 году, и после его подавления на горе Гризим была сооружена церковь, а также были выставлены гарнизоны. В правление императора Анастасия началось новое восстание, подавленное этими гарнизонами. В 529 году самаритяне вновь восстали, и восстание охватило всю территорию Самарии и самаритянские центры в Бет‑Шеане и Кесарии. При подавлении этого восстания Самария подверглась жестокому опустошению. Во время восстаний 484 и 529 годов самаритянам удавалось ненадолго достичь независимости и возвести на престол собственных царей. Кровопролитные подавления восстаний, в ходе которых погибли или были проданы в рабство тысячи людей, послужили одной из основных причин упадка самаритян.

Самаритяне, как и евреи, оказали помощь персам в захвате Эрец‑Исраэль в 614 году, за что, вернувшиеся византийцы устроили им резню. Во время арабского завоевания в 638 году многие самаритяне помогали арабам: были лазутчиками и проводниками. В благодарность за помощь арабские завоеватели освободили  на некоторое время самаритян от поземельного налога. Вместе с тем, согласно арабским источникам, тысячи самаритян были изгнаны из прибрежных городов, по-видимому, в наказание за участие в обороне Кесарии от арабов. Эпоха арабского владычества — период глубокого кризиса в истории самаритян. Народ, насчитывавший в начале арабской эпохи около 350 тысяч человек, ко времени завоевания Эрец‑Исраэль крестоносцами превратился в лишенную влияния религиозную секту, состоявшую из нескольких тысяч членов. В арабскую эпоху самаритяне продолжали жить в большинстве районов Самарии и в горных областях к югу от нее. Самаритянские общины сохранились в районе Лода, а после основания Рамлы там возникла большая самаритянская община. По-видимому, и в прибрежных городах возродились общины самаритян, их центры в этот период существовали в Явне, Кесарии и Газе. За пределами Эрец-Исраэль небольшие самаритянские общины существовали в Египте и в крупных городах Сирии. Во время многочисленных периодов политической дестабилизации самаритяне подвергались погромам со стороны мусульманского населения и преследованиям со стороны властей. В начале XI века наиболее значительная самаритянская община существовала в Шхеме, который все еще рассматривался как самаритянский город, несмотря на его многочисленное мусульманское население. Крупные самаритянские общины были в Дамаске, Халебе, Тире и Газе, а также в Каире и Александрии.

Самаритяне, как и остальные нехристианские общины Эрец‑Исраэль, официально приветствовали завоевание страны крестоносцами. Когда в 1137 году Шхем был захвачен армиями Дамаска, мусульмане учинили резню, которая нанесла тяжелый удар самаритянам. Тамплиеры, взяв Шхем в 1242 году, уничтожили все нехристианское население города, включая, по всей видимости, и самаритян. Самаритянская хроника сообщает еще об одной резне, которая произошла в 1244 году во время хорезмского завоевания, или в 1266 году во время монгольского вторжения. Биньямин из Туделы, посетивший Эрец‑Исраэль в середине XII века, сообщает, что в Шхеме насчитывалось 1000 самаритянских семейств, в Кесарии — 200, в Ашкелоне — 300 и в Дамаске — 400. В XIII веке в Шхеме оставалось лишь 200 семейств.

В начале мамлюкского периода у самаритян были конфискованы большинство общественных зданий, главная самаритянская синагога была превращена в мечеть. Власти оказывали на самаритян постоянное давление с целью заставить их принять ислам. Вместе с тем связи между духовным руководством самаритян Шхема, Дамаска и Каира привели к расцвету литературной и религиозной жизни в XIV веке.

В период турецкого владычества самаритянские общины вне Шхема прекратили свое существование. Дамасская община была вырезана в XVII веке. Тогда же умер последний самаритянский первосвященник из династии коэнов, и с тех пор должность отправляют священники-левиты. В конце XVIII века исчезли самаритянские общины в Каире и Газе. Тогда же самаритяне приобрели участок земли на горе Гризим, который с тех пор служил местом пасхального жертвоприношения. В 1842 году самаритяне были обвинены в безбожии и их под страхом смерти заставляли принимать ислам. Главный раввин Иерусалима Авраам Хаим Гагин официально подтвердил, что самаритяне — ветвь народа Израиля, избавив их от гонений и истребления. В 1854 году британское правительство также ходатайствовало перед турецкими властями за самаритян. В этот период численность самаритян в Шхеме составляла менее 200 человек, поскольку многие перешли в ислам.

В начале XX века укрепились связи самаритян с еврейским ишувом, в первую очередь благодаря деятельности Ицхака Бен-Цви. После образования еврейского государства в Холоне был основан самаритянский центр под руководством Яфета бен Авраама Цедаки, который вместе с семьей переселился из Шхема в Яфу еще в начале XX века.

В 1951 году на основании соответствующего пункта в соглашении о прекращении огня между Израилем и арабскими странами самаритянам-жителям Израиля было разрешено участвовать в пасхальном жертвоприношении на горе Гризим, находившейся под контролем Иордании.

В 1954 году в Холоне были построены первые дома для самаритян, а в 1963 в самаритянском квартале города была открыта самаритянская синагога. В результате перехода Самарии под контроль Израиля после Шестидневной войны 1967 года усилились контакты между самаритянами Холона и Шхема. 

По материалам сайтаwww.eleven.co.il

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.