Синагога

Синагога — особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме синагог, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома учения, в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем эти два учреждения соединились в одно.

Синагога

Синагога — особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме синагог, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома учения, в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем эти два учреждения соединились в одно.

Некоторые исследователи пытались найти в псалме (Ирмияу, 23:8) «Сожгли все места собраний Божьих на земле» намек на синагоги, возможно существовавшие, еще в эпоху Библии. Выражение «Дом народа» (Иермияу, 39:8) тоже рассматривается, как название синагоги.

Синагога всегда была местом собрания народа, где обсуждались общественные дела, пророки произносили свои пророчества и происходила коллективная молитва. Само название Бе‑кништа по-арамейски означает Дом общины. В Талмуде упоминаются синагоги и Дома Учения, существовавшие в древности. Считается, что первые синагоги появились в вавилонской диаспоре в конце периода Первого Храма или сразу же после его разрушения, когда возникла потребность в общественном здании для молитвы и чтения Торы, и для утешительных проповедей и обращений к народу, поддерживавших его надеждой на избавление. В синагоге видели тогда «малый Храм», и стих «Я буду им малым Храмом в странах, в которые они пришли» (Иехезкиель, 11:16) так объяснили мудрецы: «Это синагога и Бет‑мидраш в Вавилоне». Это наименование «малый Храм» осталось и до сих пор образным обозначением синагоги. После возвращения на родину вавилонские изгнанники построили ряд синагог в Эрец‑Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе. Есть точные сведения о синагоге, существовавшей во времена Птолемея III, около 200 года до нашей эры. Имеются данные о существовании синагоги в Египте во II веке до нашей эры и позже. В Талмуде рассказывается о большой синагоне в Александрии, в которой кафедры были сделаны из золота: «Тот, кто не видел ее, не видел почета, которым пользуется Израиль». Она несомненно была построена еще во времена Второго Храма.

Синагоги в диаспоре были центром духовной и общественной жизни евреев на чужбине, а после разрушения Храма их значение возросло и в Эрец‑Исраэль. Развалины и археологические раскопки свидетельствуют о существовании множества синагог не только в Галилее, но и в Иудее, на Голанах и в Заиорданье.

Синагога и все ее имущество принадлежали жителям города, а там, ею руководил глава синагоги. Эта должность упоминается уже в Талмуде в трактате Сота (8:7). Главе синагоги помогал совет старейшин, который являлся одновременно и правлением общины. Иногда звание главы синагоги давалось лишь как почетный титул, а в отдельных случаях ими могли являться даже женщинам и юношам. Функцией главы синагоги было наблюдать за порядком и ведением молитвы. Помощником его был хазан. В те времена он должен был следить за чистотой и порядком в синагоге и наблюдать за детьми во время молитвы, а также обучать их чтению Торы. Хазан синагоги наказывал приговоренных к бичеванию. Во время чтения Торы ему поручалось держать свиток, также он должен был трубить в шофар.

Молитву вслух читал шалиах цибур, то есть посланец общины. Место его было всегда перед Ковчегом, в котором помещались свитки Торы. Он произносил молитвы громким голосом, а община повторяла вслед за ним. Позднее было установлено звание кантора, который руководил молитвами. Но всякий еврей, умевший читать, имел право вести молитву, однако он должен был быть старше тринадцати лет. Хотя молитва считалась очень важной еще в древности, все же большее значение придавалось чтению Торы и Пророков. Обычай читать Афтара — древний обычай. По традиции, как постановил Эзра‑книжник, главы из Торы читаются не только по субботам и праздникам, но и по понедельникам и четвергам. Чтение Торы и Афтара сопровождалось комментариями. Считается, что этот обычай восходит к вавилонской диаспоре. Комментаторов называли «понимающими», так как Тора даже в Эрец‑Исраэль была непонятна в тот период всем, после чтения ее выходил переводчик, переводивший прочитанное. Наличие переводчика было непременным атрибутом синагоги.

В древности существовал обычай приглашать к чтению Торы от трех до семи человек. Впоследствии этот обычай распространился и на людей, не умеющих читать, и вместо них читали грамотные чтецы. После этого был установлен постоянный чтец, знающий ноты «теамим».

По установившемуся в Израиле обычаю, синагоги строят в верхней части города. Остатки синагог, найденные в Галилее, расположены, большей частью, на возвышенных местах. Следили и за тем, чтобы крыши жилых домов не были выше крыши синагоги. В Эрец‑Исраэль синагоги находились внутри городских стен, а в Вавилоне, в эпоху амораим, они располагались за городом. Возможно это было связано с тем, что город был полон языческих капищ.

В синагогах существовали правила рассадки: старейшины и главы города восседали лицом к народу, а спиной к стене, к которой народ поворачивался во время молитвы. Самой важной стеной в синагоги является стена, обращенная к Храмовой горе. К этой стене поворачивались молящиеся, и около нее находился арон hа‑кодеш (кивот, в котором хранится Тора). В Эрец‑Исраэль, в городах, расположенных к северу от Иерусалима, такой стеной была южная, а в городах к западу от Иерусалима — восточная. Тот же обычай существовал и в диаспоре: в городах к западу от Эрец‑Исраэль главной стеной являлась восточная, а в городах к востоку от Эрец‑Исраэль — западная. Галаха гласит: «Находясь за пределами Израиля, обрати сердце свое [в молитве] к Эрец‑Исраэль… Находясь в Эрец‑Исраэль, обрати сердце свое к Иерусалиму… Находясь в Иерусалиме, обрати сердце свое к Храму… Находясь на востоке, обрати лицо свое к западу, на западе — обрати лицо свое к востоку, на юге — обрати лицо свое к северу, на севере — обрати лицо свое к югу; так весь Израиль обратит сердца свои к одному месту» (Брахот, 30).

Принято, чтобы в синагоге было двенадцать окон. В развалинах некоторых синагог был найден каменный престол у стены, обращенной к Иерусалиму. Предполагают, что это место было закреплено за мудрецом общины — старейшиной. Может быть, это «кафедра Моисея», упомянутая в установлении рабби Кагана.

В более поздний период произошли изменения во внутренней обстановке синагоги. Арон hа‑кодеш помещался у стены, напротив входа, а на некотором расстоянии от него находился амвон, у которого стоял шалиах цибур во время молитвы, читая Тору. Молящиеся могли сидеть во время молитвы, и только во время определенных молитв полагалось стоять. Синагогу освещали свечами, как сказано: «Огнями почтите Г‑спода» (Шмот, 24:15).

Разрушение Второго Храма в 70 году нашей эры стало решающим толчком для распространения синагог. Их существование в Эрец‑Исраэль и диаспоре ослабило чувство катастрофы, овладевшее еврейским народом после  разрушения Храма. За короткий промежуток времени они привыкли к богослужению без Храма и жертвоприношений. Иудаизм свыкся с идеей, что молитва и изучение Торы пришли на смену жертвоприношениям: «Что такое служение сердцем? — Это молитва» (Таанит, 20).

Понемногу синагоги повсеместно превратилась в малый Храм. Жителей города обязывали участвовать в ее постройке: «Всякое селение, насчитывающее хотя бы десятерых из Израиля, должно выделить дом, где будут собираться для молитвы, и назовется это место — “бейт кнесет” — синагога. И принуждали жители города друг друга строить синагоги и купить свитки Торы, книги Пророков и Писаний… Разрушенные синагоги и Дома учения — в святости своей они стоят, ибо сказано: “и поставил я святыни ваши”; хотя стоят они пусты, в святости своей стоят. И так же, как почитают их в целости, так и в разрушении их» (Рамбам «Гилхот молитвы», глава 11).

Множество синагог существовало в Средние века в странах Востока. Возведение некоторых из них приписывали Эзре и Даниэлю. Путешественник Биньямин из Туделы рассказывал о двадцати восьми синагогах в Багдаде и о синагогне пророка Йехезкеля на реке Евфрат: «…а за синагогой — могила Йехезкеля… а на ней купол красивый, и само здание очень красиво… и место это до сего дня служит малым Храмом; из дальних стран приходят сюда молиться от Рош hа‑Шана до Судного дня… и глава общины, и глава ешивы приходят сюда из Багдада… и выносят большую книгу — писания пророка Йехезкеля, и читают ее в Судный День».

В дополнение к функциям, которые выполняла синагога в древности, в Средние века она стала служить Домом учения. В ней всегда находилась талмудическая литература, которой мог воспользоваться каждый желающий. Во внутреннем убранстве синагоги вновь произошли изменения.

В то время не всегда возможно было следовать обычаю строить синагоги в верхней части города, так, чтобы не крыши домов не возвышались над ней. Под влиянием талмудического изречения: «…не должен человек стоять и молиться на высоком месте, а на низком месте следует молиться, как сказано Теилим: “…из глубин звал я тебя, Г‑споди”», с Х века полы Синагоги начали углублять ниже уровня прилегающей улицы.

Произошли изменения в женском отделении синагоги. Прежде женщины не участвовали в молитве, а во время проповеди их отгораживали от мужчин занавесом. В начале XIII века в Синагогах начали строить особые отделения для женщин. Это отделение надстраивали сверху, как делали в Храме.

Синагога была духовной основой еврейства, и к ней относили слова «я стена!» из Песни Песней. Интересно, что со временем в Польше появился новый тип синагоги — цитадель. В 1626 году король Польши разрешил евреям Луцка построить на крыше их синагоги бойницы, для защиты от врагов со всех сторон, приобрести «пушку добрую» на их деньги и во время нападения язычников выставлять своих мужей для обороны. Такая синагога была построена в Луцке, а позже в Люблине, Львове и многих других польских окраинных городах.

Постепенно исчезла разница между синагогой и Домом учения, и многие синагоги в диаспоре стали Бет‑мидраш. В ней проводили уроки Мишны, Талмуда, Агады, по субботам и праздникам раввины и знатоки Торы произносили проповеди. Однако в городах и местечках Восточной Европы оставались и синагоги, предназначенные исключительно для молитвы, наряду с другими, в которых изучалась Тора.

Наши мудрецы подчеркивали, что кроме пожертвований на возведение синагоги, общины обязаны были содержать изучающих Тору. Однажды проходили рабби Хама бар Ханина и рабби Гошайа мимо синагоги в Лоде. Сказал рабби Хама: «Сколько средств вложили сюда [в постройку этих синагог] отцы мои!». Рабби Гошайа ответил ему: «Разве не было людей, занимавшихся изучением Торы? Лучше было содержать их на эти деньги».

Мудрецы Талмуда были убеждены, что Бет‑мидраш следует предпочесть синагогам и молиться в нем.

По материалам сайта www.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.