Смерть, саван

Многие библейские стихи свидетельствуют, что еще в период праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно: человек после смерти покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела: «Ибо не преисподняя славит тебя, не смерть восславит тебя…» (Иешайяу, 38:18). Мертвые в преисподней не помнят о Г‑споде, «ибо в смерти нет памяти о тебе…» (Теилим,  6:6). Из Торы и Пророков очевидно, что исходной точкой является вера в Г‑спода, дающего жизнь всему живому, и душа живого человека — от Г‑спода: «И создал Г‑сподь Б‑г человека из праха земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит, 2:7). Власть Г‑спода повсеместна, и нет ничего неподвластного ей. Иов выражает надежду, что удостоится когда-нибудь восстать из мертвых и узреть лучезарный лик Г‑спода.

Смерть, саван

Мавет (смерть)

Многие библейские стихи свидетельствуют, что еще в период праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно: человек после смерти покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела: «Ибо не преисподняя славит тебя, не смерть восславит тебя…» (Иешайяу, 38:18). Мертвые в преисподней не помнят о Г‑споде, «ибо в смерти нет памяти о тебе…» (Теилим,  6:6). Из Торы и Пророков очевидно, что исходной точкой является вера в Г‑спода, дающего жизнь всему живому, и душа живого человека — от Г‑спода: «И создал Г‑сподь Б‑г человека из праха земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом» (Берешит, 2:7). Власть Г‑спода повсеместна, и нет ничего неподвластного ей. Иов выражает надежду, что удостоится когда-нибудь восстать из мертвых и узреть лучезарный лик Г‑спода.

С распространением веры в единого Б‑га, распространилась вера и в то, что Б‑г является источником жизни, праведность аналогом жизни, а нечестие и безбожие аналогом смерти: «Смотри, я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Ибо заповедаю тебе сегодня любить Г‑спода, Б‑га твоего, следовать путями его и соблюдать заповеди его, и уставы его, и законы его, дабы ты жил и размножился…» (Дварим, 30:15‑16).

Смерть — это наказание, но придет день, и упразднит Г‑сподь смерть навеки: «Изведет смерть навеки и высушит Г‑сподь слезы со всех лиц, и грех народа его устранит со всей земли» (Иешайяу, 25:8). Мертвые восстанут из могил: «Оживут мертвецы Твои, восстанут умершие. Преобразитесь и ликуйте, лежащие во прахе…» (Иешайяу, 26:19).

Множество традиций связано с проводами усопшего и погребением (в разных общинах они могут различаться). Например, возвращающийся с кладбища или из дома, где лежит тело усопшего, должен омыть руки прежде, чем войдет в жилой дом. По этой причине ставят умывальники у выхода с кладбища. Запрещено целовать мертвого, даже самого близкого родственника.

Тахрихин (саван)

Сшитое полотно, в которое заворачивают тело умершего еврея перед погребением называется тахрихин (саван). В далеком прошлом богатые семьи шили своим умершим дорогую одежду, чтобы почтить их роскошью. В Барайте сказано:  «В прошлом расходы на погребение были иногда для родственников усопшего тяжелее самой смерти. Были случаи, что оставляли тело и убегали, пока не пришел равван Гамлиэль, который облегчил положение родственников и велел похоронить себя в льняном саване». С тех пор во всех общинах Израиля принято хоронить мертвых в саване,  сшитом из белого полотна. По обычаю, шьют саван большими стежками без узлов на конце нити.

В диаспоре умершего мужчину покрывают еще и талитом, в который он облекался при жизни во время молитвы. На основе изречения хазал «раскайся за день до смерти твоей» некоторые мудрецы советовали готовить себе саван еще при жизни, для того, чтобы, увидев его перед собой, человек мог раскаяться.

 

По материалам сайтаwww.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.