Спасение жизни
Хазал считали спасение жизни очень важным делом и главной мицвой и постановили, что для спасения жизни можно нарушить даже святость субботы. Вспомним историю о Гилеле. Он зарабатывал каждый день две монеты: одну он отдавал сторожу Дома учения, а на вторую содержал себя и свою семью. Однажды в канун субботы месяца Тевет ему не удалось заработать, и сторож Дома учения не впустил его. Тогда Гилель залез на крышу и улегся у окна, чтобы услышать мудрость Торы из уст Шмайи и Автальона. В этот момент пошел снег и укутал его. Когда наступило утро, сказал Шмайя Автальону: «Автальон, брат мой, каждое утро светел дом, а сегодня темен, неужели пасмурный день сегодня?» Выглянули наружу и увидели на крыше фигуру человека у окна. Когда они поднялись и расчистили снег, то нашли Гилеля, привели его в дом и усадили у огня и сказали: «Достоин он, чтобы нарушили ради него субботу» (Йома, 35).
Спасение жизни
Пикуах нэфэш (спасение жизни)
Хазал считали спасение жизни очень важным делом и главной мицвой и постановили, что для спасения жизни можно нарушить даже святость субботы. Вспомним историю о Гилеле. Он зарабатывал каждый день две монеты: одну он отдавал сторожу Дома учения, а на вторую содержал себя и свою семью. Однажды в канун субботы месяца Тевет ему не удалось заработать, и сторож Дома учения не впустил его. Тогда Гилель залез на крышу и улегся у окна, чтобы услышать мудрость Торы из уст Шмайи и Автальона. В этот момент пошел снег и укутал его. Когда наступило утро, сказал Шмайя Автальону: «Автальон, брат мой, каждое утро светел дом, а сегодня темен, неужели пасмурный день сегодня?» Выглянули наружу и увидели на крыше фигуру человека у окна. Когда они поднялись и расчистили снег, то нашли Гилеля, привели его в дом и усадили у огня и сказали: «Достоин он, чтобы нарушили ради него субботу» (Йома, 35).
Согласно закону, можно нарушить субботу ради спасения жизни, даже если угроза сомнительна. Для этого не надо спрашивать разрешения у суда. Например, если человек упал в воду и начал тонуть, необходимо незамедлительно спасти утопающего, а если человек упал в яму и не может вылезти, то следует сломать ветку и вытащить его. В субботу тушат пожар, если от него могут пострадать люди, а больного разрешено кормить запретными продуктами для его лечения.
Меабед ацмо ладаат (самоубийца)
В Талмуде сказано, что человек не вправе наносить ущерб своему телу, поэтому в еврейском законодательстве существует строжайший запрет на совершение самоубийства. Некоторые законодатели убеждены, что даже если самоубийца и раскаялся перед смертью, его грехи не могут быть прощены. В книге Хасидим сказано: «Подобно тому, как нанесение повреждения ближнему — проступок, так и нанесение повреждения себе — проступок. Если человек царапает себя, и рвет на себе волосы, и раздирает свою одежду, и бьет посуду в ярости своей, и разбрасывает деньги свои, он неподсуден суду человеческому, но грешен перед небом, как сказано: “Особенно же кровь вашей жизни взыщу я”».
Многие из раввинов не могут примириться с законом, запрещающим произносить по самоубийцам поминальную молитву кадиш. Хазал утверждают, что царь Давид произнес «Сын мой, Авшалом!» семь раз, чтобы спасти его от семи кругов ада. А Рамбам пишет, что не следует соблюдать траура по самоубийце и не следует оплакивать его, но нужно делать это в честь скорбящих.
По обычаю, самоубийц не хоронят в могиле его предков или среди могил умерших естественной смертью, а хоронят вдалеке от них, у кладбищенского забора.
По материалам сайтаwww.judaicaru.org