Свадебное платье

Во время подготовки к свадьбе одним из самых волнующих моментов для невесты является выбор платья. День свадьбы принадлежит невесте, и наряжают ее как принцессу.

Свадебное платье

Во время подготовки к свадьбе одним из самых волнующих моментов для невесты является выбор платья. День свадьбы принадлежит невесте, и наряжают ее как принцессу.

Мидраш рассказывает нам, что Б-г собственноручно украшал Хаву перед ее свадьбой с Адамом (Берешит, 18:1). Готовя первую в мире свадьбу, Б-г позаботился о том, чтобы красота невесты была совершенной.

Женская красота — один из величайших подарков Б-га этому миру (Таанит, 31; Ктубот, 59). Когда муж наслаждается красотой своей жены, его взгляд на жизнь становится яснее и шире (Брахот, 57; Йевамот, 63). Тора подчеркивает, что Рахель была очень красивой, и что именно это, среди прочего, привлекало в ней Яакова (Берейшит, 29:17). И, конечно, любая невеста привлекательна в глазах жениха. Говорится: «Красота — в глазах смотрящего», — но именно любовь заставляет смотрящего ценить эту красоту.

В Талмуде отмечается, что даже два тысячелетия назад невесты использовали макияж и духи для подготовки к свадьбе (Шмот,, 23:5; Йевамот, 34; Йома, 38). Мидраш рассказывает о 24 драгоценностях, которыми украшалась невеста (Берешит, 18:1; Йешайягу, 3:18–24). Все было направлено на то, чтобы сделать невесту как можно более привлекательной. Рассказывая о Хаве, Тора говорит: «Б-г привел ее к Адаму» (Берешит 2:22). На иврите «и привел ее» звучит как «ва-йевиэ-hа», и числовое значение этого слова равно двадцати четырем.

Свадебное платье сегодня традиционно шьется из белой ткани (у некоторых руководителей хасидских общин было принято выдавать дочерей замуж в фатах светло-пастельных тонов). В отличие от других традиций, иудаизм не рассматривает белое платье как символ девственности. Хотя оно и наводит на мысль о чистоте и безгрешности, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи (Коль Бо, 75, 45.) Жених также облачается в китл — белое одеяние. Принято считать, что в день свадьбы каждая невеста так же чиста и невинна, как новорожденный младенец, поэтому невеста, даже вступая во второй брак, может надеть белое платье.

Фасон свадебного платья может быть любым. В большой степени выбор его определяется вкусами самой пары. Оно может быть до колен (но не короче) или длинным, в зависимости от обстоятельств.

Однако еврейский закон выдвигает некоторые нормы приличия, которые должны быть учтены при выборе покроя платья. Рукава свадебного платья должны достигать хотя бы локтей. У него не должно быть также разреза на юбке ни спереди, ни сзади. Оно не должно быть сшито из прозрачной ткани, через которую просвечивает тело невесты.

Необходимо помнить, что свадьба считается одним из самых святых еврейских обрядов. Само еврейское название ее — кидушин (посвящение) — подразумевает святость. Жених и невеста символизируют Адама и Хаву, стоящих у начала нового мира, а также Б-га и общину Израиля в момент дарования Торы. Возвышенность обряда должна находить свое отражение и в скромности пары.

То же самое относится и ко всем остальным участникам свадебной церемонии. Матери вступающих в брак и подружки невесты должны выбрать себе платья, подходящие под установленные Торой стандарты скромности. Юбки должны быть не ниже колен, рукава закрывать локти, и декольте также должно быть не глубоким. Замужние женщины должны надеть шляпку или что-либо, полностью закрывающее волосы. Незамужние девушки не обязаны закрывать волосы ничем (однако, в некоторых сефардских общинах незамужние девушки должны закрывать волосы, приходя в синагогу).

У этих требований есть еще одно очень важное основание. Тора говорит: «Рядом с тобой не должно быть заметно никакого нескромного слова» (Дварим, 23:15). Талмуд разъясняет, что «нескромное слово» означает слово молитвы, произнесенное в присутствии кого-то, одетого нескромно (Брахот, 25). Поэтому, если кто-то под свадебным балдахином — хупой — одет не в соответствии с требованиями скромности, возникает вопрос, могут ли быть приняты произнесенные ради жениха и невесты благословения.

Традиция требует также, чтобы лицо невесты было закрыто фатой. Согласно мнению некоторых законоучителей, покрывание фатой лица невесты — неотъемлемая часть свадебного обряда.

После свадьбы многие невесты сохраняют свои платья, однако существует и замечательный обычай делиться платьями с теми невестами, которые не в состоянии купить собственные. В некоторых общинах создан запас разнообразных свадебных платьев разного размера, так что девушка, желающая взять на время свадебное платье, может сразу просмотреть все имеющиеся варианты. В традиционных еврейских общинах выйти замуж в заемном платье совершенно не считается чем-то предосудительным.

Другие женщины предпочитают подарить свои платья какому-либо фонду ахнасат кала («Забота об убранстве невесты») в Израиле, чтобы ими смогли воспользоваться бедные невесты. Список таких фондов можно, взять у местного раввина. Невеста, поступившая так, проявляет милосердие и показывает ее святость и безгреховность.

 

По материалам сайтаwww.jewishpetersburg.ru

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.