Талмуд-Тора

Талмуд‑тора дословно переводится как изучение Торы. Еще в эпоху Талмуда школа заняла центральное место в жизни еврейского народа. Об Иегошуа бен Гамла сказано в Талмуде, что «…если бы не он, была бы забыта Тора в Израиле, ибо отцы учили детей, но те, у кого не было отца, не могли изучать Тору […], пока не пришел рабби Иегошуа бен Гамла и не назначил повсюду учителей детям в возрасте от шести и семи лет». В последующие годы была введена более усовершенствованная система обучения: от изучения алфавита в родительском доме до изучения Талмуда в ешиве.

Талмуд-тора

Изучение Торы

Талмуд‑тора дословно переводится как изучение Торы. Еще в эпоху Талмуда школа заняла центральное место в жизни еврейского народа. Об Иегошуа бен Гамла сказано в Талмуде, что «…если бы не он, была бы забыта Тора в Израиле, ибо отцы учили детей, но те, у кого не было отца, не могли изучать Тору […], пока не пришел рабби Иегошуа бен Гамла и не назначил повсюду учителей детям в возрасте от шести и семи лет». В последующие годы была введена более усовершенствованная система обучения: от изучения алфавита в родительском доме до изучения Талмуда в ешиве.

Домашнее обучение начиналось в самом раннем детстве: «Когда младенец начинает говорить, его отец обращается к нему на святом языке [иврите] и обучает его Торе» (Сифрей, глава «Эйкев»). В период Талмуда разговорным языком евреев был арамейский, и только в школах пользовались ивритом. Из приведенного текста ясно, что многие отцы готовили своих сыновей к школе, обучая их ивриту дома. По вопросу, обучать ли Торе девочек, мнения разделились. И все же девочки изучали основные молитвы и, вероятно, учили также Тору в арамейском переводе. Женщины учили Талмуд в редких случаях.

Мальчиков необходимо было начинать учить на пятом или шестом году жизни. Школы существовали, как правило, за счет общины и находились при синагогах. В трактате «Авот» указан возрастной порядок обучения: с пяти лет обучать Торе, с десяти лет — Мишне, с пятнадцати лет — Талмуду. В Вавилонии было принято, что один учитель обучал двадцать пять учеников. Если в классе находилось больше этого, до сорока учеников, учителю давался помощник. По закону учитель не должен был брать деньги за обучение, так как он выполнял мицву обучения Торе. Однако мудрецы искали пути обойти этот запрет, так как учителя нуждались в средствах к существованию. Решено было, что учителя будут получать «плату за безделье», то есть возмещение за то, что они лишены возможности заняться другой, доходной работой.

Только способные ученики продолжали учиться после тринадцатилетнего возраста. В мидраше «Коэлет Раба» сказано: «Обычно из тысячи учеников, которые приступают к изучению Торы, сто продолжают изучать Мишну, и всего десять продолжают изучать Талмуд».

В каждом городе назначали детям учителей, а о городе, где не было учителя, сказано, что его следовало бойкотировать и даже разрушить. Ведь только благодаря изучению Торы существует мир. 

Меламед

Меламед — учитель, обучающий детей. В начале периода Второго Храма меламеды назывались софрим (книжники), так как они обучали по книге — сефер. Талмуд с большим уважением относится к профессии меламед.

Меламед обязан преподавать Учение так, чтобы ученики хорошо его усвоили, как сказано: «Вложить в уста их». А сказанное: «Проклят тот, кто обращает Учение Г‑спода в обман», относится к недобросовестному учителю.

По материалам сайтаwww.judaicaru.org

Подписывайтесь на рассылку
Приглашаем вас на мероприятия и анонсируем опубликованные книги, видео и подкасты
Ваше согласие необходимо для подписки
Мы используем файлы cookie для улучшения работы нашего сайта, упрощения навигации и обеспечения безопасного просмотра. Они помогают нам анализировать использование сайта и улучшать его функциональность. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на их использование.