Третий Храм
Согласно еврейской традиции, с приходом Мессии Храм будет восстановлен на прежнем месте (на Храмовой горе в Иерусалиме) и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Третий Храм
Согласно еврейской традиции, с приходом Мессии Храм будет восстановлен на прежнем месте (на Храмовой горе в Иерусалиме) и станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества.
Согласно традиционной точке зрения, Третий Храм должен быть построен по образцу Храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекиила (Йехезкель, 40–48). Подобный Храм, однако, так и не был построен, поскольку пророчество Иезекиила довольно туманно и неопределённо. Строители Второго Храма были вынуждены сочетать в его устройстве архитектуру Храма Соломона с теми элементами Храма Иезекиила, описание которых достаточно ясно и понятно. По этой причине еврейские законоучители относят это пророчество к числу тех, которые будут исполнены лишь во времена грядущего Избавления.
Храм в видении Иезекиила похож на своих предшественников лишь своим общим видом, в нём также присутствуют притвор (Улам), святилище (Хейхал), Святая святых (Двир) и двор (Азара). В остальном же этот Храм существенно отличается от Первого и Второго как формой, так и размерами. Внешний двор в Третьем Храме имеет дополнительные 100 локтей с севера и с юга, что придаёт ему форму квадрата. Для строительства Храма таких размеров потребуются значительные топологические изменения, которые расширят площадь Храмовой горы.
Среди еврейских законоучителей существуют два мнения о процессе восстановления Третьего Храма:
- Крупнейший еврейский комментатор Торы и Талмуда Раши считает, что Храм чудесным образом появится уже полностью отстроенным, останется лишь пристроить ворота и укрепления.
- Великий еврейский философ Рамбам писал, что Храм построит царь‑Мессия после того, как укрепит свой престол. Подобно тому, как это было во времена Давида и Соломона: после разгрома Давидом врагов Израиля его сын Соломон построил Храм. Если будущий царь‑помазанник действительно сможет укрепить престол, это станет неоспоримым свидетельством того, что он и есть Мессия, которого еврейский народ так долго ждал.
Многие комментаторы сочетают оба этих подхода:
Саадия Гаон говорит, что вначале народ построит Храм, а потом на него опустится Шхина (Слава Божия), как это произошло во времена Моисея и во времена царя Соломона.
По мнению Махарша Третий Храм соединит в себе все синагоги мира. Они чудесным образом соберутся в одном месте и составят Третий Храм, который будет спущен с небес уже полностью отстроенным.
Вместе с тем, существует также мнение, что Храм будет построен людьми и, возможно, даже до прихода Мессии (Маасер Шени, 5:2). В комментарии Раши на книгу пророка Иезекиила (не исключено, однако, что этот комментарий является позднейшим добавлением, и его авторство неясно) сказано, что описание Храма нужно «…для того, чтобы сумели его построить в нужный час» (комментарий на Йехезкель, 43:11). Во всяком случае, Раши, в своём комментарии на Танах и Талмуд, неоднократно пишет о том, что заповедь возведения Храма дана еврейскому народу на все времена. Маймонид в своих трудах также утверждает, что заповедь возведения Храма будет актуальной во всех поколениях.
По этой причине многие современные раввины считают, что никакая ситуация не сможет, согласно их пониманию Раши и Маймонида, освободить еврейский народ от обязанности возведения Храма и, тем самым, отменить заповедь Торы. По их мнению, царь был необходим лишь для строительства Первого Храма, чтобы обозначить «место, которое изберет Г‑сподь». Однако, с тех пор, как это место стало известно, для строительства Храма уже не требуется царь Израиля, как это и случилось при строительстве Второго Храма.
Периодически со стороны некоторых христианских и еврейских религиозных деятелей звучат призывы к тому, чтобы заново отстроить еврейский Храм на Храмовой горе. Как правило, сторонники идеи строительства Третьего Храма призывают разрушить Купол Скалы, стоящий на том месте, где должен находиться Храм. Тем не менее, рассматривается и другой вариант, при котором арабская святыня останется нетронутой при условии, что немусульманам будет разрешено в ней молиться.
По материалам сайтаwww.ru.wikipedia.org