Вечер: театральный музей царя Давида
Dечер проводился после церемонии Авдалы. Можно его начать с исполнения любой другой песни про царя Давида или обратиться к его личности любым другим способом.
Вечер: театральный музей царя Давида
Dечер проводился после церемонии Авдалы. Можно его начать с исполнения любой другой песни про царя Давида или обратиться к его личности любым другим способом.
На сцену выходит историк. Он обращается к залу с вопросом о том, знают ли дети кто такой Давид, упоминавшийся в последней песне и приглашает всех в «музей», посвященный этому человеку. Каждый круг получает маршрутный лист, в котором указан порядок прохождения залов.
Группа смотрит театральную миниатюру, после чего к ней обращаются корреспонденты, которые проводят соцопрос об увиденном. После того, как группы заканчивают «экскурсию», все собираются в зале. На сцену выходят журналисты, которые рассказывают о результатах соцопроса.
После чего на сцену выходит царь Давид. Он делится с залом своими мыслями о прожитой жизни, говорит о ситуациях, которые дети видели в музее. Благодарит зал за то, что спустя столько лет все так внимательны к его истории. В это время на экране показываются сюжеты из музея, а Давид, обращаясь к экрану, их комментирует. На этом вечер заканчивается.
Залы музея, сценарии миниатюр и вопросы корреспондентов
1. Царь Саул.
«Здравствуйте. Простите меня заранее, мне будет очень тяжело говорить. То, что я вам хочу рассказать — сложно для меня. Я до сих пор не могу без содрогания сердца говорить об этом. Пора, наверное, мне представиться, хотя это тоже не легко. Я царь Саул. Хотя нет, не так. Я Саул, и я был царем.
А сейчас царь — Давид. Вот как всё начиналось: Давид победил нашего великого врага — великана Голиафа. Народ очень полюбил его. А в моей душе зародился страх, с каждым днём он только рос, и я никак не мог от него избавиться. Я боялся Давида. Боялся, что он займет моё место. Если бы вы, как и я, обладали большой властью, то чувствовали бы тоже самое. Я не мог ничего с собой поделать. Зависть, ревность, страх. Я не выносил сам себя от того, что испытывал. Почему? Были на то поводы. Сейчас я расскажу один из них.
Честно говоря, (ох как нелегко даётся мне эта честность) я пытался отделаться от Давида любыми способами. А он не взбунтовался против меня, он вел себя совсем иначе. Например, однажды я спал, а Давид находился со мной рядом: он мог бы убить меня, но не сделал этого. А на утро показал отрубленный кусочек от моего плаща, как доказательство того, что он имел возможность расправиться со мной.
Особенно печалило меня то, что самому народу, а не Давиду, принадлежала идея сделать его царём. Кстати говоря, это меня ещё и очень злило. Почти каждый день я слышал на улицах песни женщин: «Давид победил тысячи, а Саул десятки тысяч». Моя жизнь превращалась в нечто невыносимое… У меня больше нет сил рассказывать, не могу продолжать свою речь дальше. Простите и поймите меня.
Вопрос корреспондента: «Как объяснить такое отношение Давида к Саулу?»
2. Аэндорская волшебница.
«Я — очень известная языческая волшебница, живу в древнем Израиле. Так как здесь с каждым днём всё больше людей верят в единого Бога, сейчас я осталась практически без работы.
Кроме того, нынешний царь Саул издал указ, который запрещает мне колдовать. Я могу делать это только подпольно, и поэтому мне живётся очень тяжело. Людям запрещено ходить ко мне, если кто-нибудь ослушается царского указа, то его могут казнить.
Странная история случилась со мной недавно. Сначала я даже думала, что мне это приснилось, так как слишком уж это не похоже на правду. Я перечитывала рецепты своих зелий, когда в мою дверь постучали. Там стоял человек, и я не смогла разглядеть его лицо, так как оно было закрыто каким-то капюшоном. Он сказал, что ему нужно вызвать дух умершего царя Самуила. Я возмутилась, так как за это могли казнить, и меня и его. Но он настаивал на своём: долго и упорно. Наконец, он снял свой капюшон и, о ужас, я узнала в нём самого настоящего царя Саула! Я спокойно, но с опаской спросила, почему он пришёл ко мне, так как это именно его суровый указ запретил вызывать любую магическую силу. Саул взмолился, так как он находился в смятении, и очень боялся того, что потеряет свою власть над страной и людьми из-за того, что Давид очень нравился народу, и многие видели его в качестве будущего царя».
Неопределенное будущее, плохие предчувствия и зависть к Давиду толкнули Саула на то, что он сам нарушил свой запрет и решил воспользоваться услугами волшебницы. Ей ничего не оставалось, как подчиниться царю и исполнить его волю. Очень страшно было волшебнице говорить в лицо самому царю Саулу то, что в скором времени его предчувствия сбудутся, и страной будет править новый царь. Но врать или замалчивать правду она тоже не захотела, и поэтому сказала все как есть.
Вопрос корреспондента: «Что особенного могло быть в Давиде, что царь Саул не мог справиться с ним обычными средствами, и даже решил прибегнуть к магии, хотя сам был против нее?»
3. Охранник Давида.
«Меня зовут Натан. Я с молодых лет работаю в охране Давида. Когда-то давным-давно отец привёл меня во дворец Давида и сказал, что его самая главная мечта — это видеть своего сына в латах с королевским гербом. Я не смог его разочаровать, хотя в душе я мечтал быть бродячим музыкантом и сочинять песни о том, что вижу.
Служба моя протекала довольно скучно, день ото дня одно и то же: оружие, такие же охранники, как и я — мы сопровождали царя повсюду. Но однажды со мной произошла необычная история.
Как обычно ночью я находился у ворот дворца, когда вдруг ко мне подбежал царь Давид, который выглядел не величественно, как обычно, а очень растеряно: он даже не надел мантию поверх ночного платья. Давид, сбиваясь, начал просить меня о чем-то. Я не сразу понял, о чем. Тогда он просто показал пальцем в сторону улицы. Там шла девушка, и я понял, что он приказал мне ее привести. Когда я ее догнал, то и сам стал чувствовать себя также растеряно, как Давид, моя душа медленно ушла в пятки под чистым и красивым взглядом этой девушки. Девушка представилась Бат‑Шевой, я отвел её во дворец, и Давид всю ночь играл ей на лютне, которую он не брал в руки 15 лун. Давно я не слышал таких проникновенных песен, особенно от царя Давида, которого я знал, как строго правителя с холодным сердцем.
Утром Давид был мрачнее тучи, все ему было не так и не то, и никто не мог понять в чем дело. Оказывается, Бат-шева — жена генерала Урии из армии Давида, который находился сейчас на задании. И поэтому Давид никак не мог предложить Бат-шеве стать его женой. Когда генерал вернулся, Давид приказал ему поехать на еще более сложное задание, хотя ему предполагался отпуск. Недавно нам пришло известие о том, что генерал погиб. Я до сих пор не могу понять, зачем Давид так поступил, и прав ли я в том, что он послал одного из своих лучших генералов на верную смерть из-за его жены Бат‑Шевы».
Вопрос корреспондента: «Верите ли вы что, была военная необходимость посылать Урию на сложное задание?»; «Считаете ли вы что, в этой ситуации Давид поступил разумно?»; «Считаете ли вы что, любой поступок правителя всегда можно объяснить?»
4. Смелая Авигея
«Меня зовут Авигея. Я жила в довольно маленькой деревне, где редко происходило что-либо интересное. Приближение неизвестных странников мы почувствовали сразу. Я спряталась в спальне, а мой муж Навал пошел встречать путников. Зная характер мужа, я в глубине души понимала, что добром это может не кончится и прислушивалась к тому, что происходит во дворе.
У моего мужа был постоялый двор и зажиточное хозяйство. Жил мы безбедно, и это можно было сказать даже по внешнему виду нашего дома. Наверное, именно поэтому путники заглянули к нам. Они были уставшими и выглядели странно. Вероятно, они много времени провели в дороге. Среди них был мужчина, который сразу бросался в глаза из-за своей статной осанки и волевого взгляда. Мне показалось, что я его где-то видела, но где, я никак не могла вспомнить. Над ним как будто бы витал ареол славы и власти.
Путники попросили приюта и ужина. Мой муж Навал, когда понял, что они не собираются платить, стал возмущаться и гнать их со двора. Тогда этот статный мужчина разъярился, его прекрасное лицо исказила гримаса злобы, и он поднял свой нож, призывая других сделать тоже самое. Я выскочила из спальни, и заслоняя грудью мужа, стала молить пощады. Я не помню точно, что я говорила, так как мои слова мне словно вкладывали в голову, и я лишь повторяла их. Помню только, что предсказала им великий триумф и ещё что-то не менее великое. Так же после я принесла еды и пустила переночевать в сарай.
Через 10 дней у меня случилось горе, мой муж Навал умер ни с того ни сего. Злые языки говорили, что жадность и то, что он отказал этим странным и величественным путникам погубили его.
А теперь я скажу вам, кто был главарем этих странников. Это был царь Давид. Он прознал, про моё несчастье и пригласил меня безбедно жить в своём дворце».
Вопрос корреспондента: «Какие качества, согласно этой истории, Давид ценит в людях?»
5. Внимательный торговец.
«На самом деле я, в отличие от всех, — самый обыкновенный. Я — торговец на рынке. Этим я живу, этим я зарабатываю себе на жизнь. Никогда бы не подумал, что на моих глазах может вершиться сама история! И если бы мне сказали, что такое возможно, я не бы поверил.
Хочется кому-то рассказать, например, вам. Но это настолько удивительная история, что я подумываю о том, чтобы брать за это плату. Ладно, расскажу, так вы мне понравились. Считайте, вам повезло. Я редко делаю что-то даром.
Появился у нас в стране одно время страшный враг — великан Голиаф. Был он ужасен и могуч. Никто не мог его победить. Всё, думали мы, пришла к нам беда неминуемая и вечная.
Бросил великан Голиаф вызов всему еврейскому народу. Молодой человек по имени Давид услышал его и стал расспрашивать своего брата Енлиава, как поступить дальше. Поссорились братья: Енлиав считал, что Давиду и думать нечего о том, чтобы принять этот вызов, так как он слаб он и неказист. Давид же не соглашался с ним, и правильно делал, как оказывается.
Ах, чуть не забыл упомянуть кое-что крайне важное. Давид и Голиаф были дальними родственниками. Прабабка Давида была родом из Моава и звали её Рут. А у Рут была сестра Орпа. Они были дочерьми моавского царя, и представляете, выдал их отец за еврейских юношей. Спустя некоторое время юноши эти умерли. Остались Рут и Орпа с их матерью Наоми. Тяжелые времена настали: Наоми предложила девушкам вернуться в Моав к отцу и жить без бед. Рут не согласилась, осталась с Наоми и вышла замуж за одного почтенного еврея. А Орпа вернулась в Моав, и позже вышла за одного гиганта-филистимлянина. И встретились их правнуки Давид и Голиаф в неравной, казалось бы, битве. Но, я сам своим глазам не поверил, победил Давид! Победил! Слава царю Давиду — спас он нас от беды!»
Вопрос корреспондента: «Что помогло Давиду победить: хитрость, сила, целеустремлённость, ум?» (возможен свой вариант ответа)
6. Мелхола
А вы знаете, что такое любовь? Вам кажется, что знаете? Как же я желаю вам, чтобы так это оно и было. Как часто людям только кажется, что они любят. Сейчас я бы хотела рассказать вам о самом светлом и чистом, что произошло в моей жизни. О моей любви к царю Давиду. Я не хочу врать вам, и говорить о том, что любовь эта принесла мне только лишь счастье — нет, боли она мне принесла тоже достаточно. Но тем не менее, именно то, что царь Давид был в моей жизни, я считаю самым чудесным из того, что у меня было.
Первый раз я увидела Давида в дворце моего отца, царя Саула, когда тот хотел отдать в жены Давиду мою старшую сестру Меерову. Я не знаю, что чувствовала Меерова к Давиду, она не слова ни сказала об этом. Но я с первой минуты не могла оторвать от него взгляд. На моё счастье Давид ответил моему отцу, что не достоин такой привилегии и поэтому не может жениться на Меерове.
Спустя некоторое время, Давид узнал, что я люблю его, и вскоре мы поженились. Ради него я пошла даже против воли своего отца, и рассказала Давиду про заговор Саула против него. Врала, глядя в глаза отцу… Я не могла иначе. Заговор был раскрыт, и Давид долгие годы провел в положении мятежника, пирата, предводителя верных ему войск и перебежчика, вставшего на сторону филистимлянского царя Анхуса.
В конце концов, наступил такой долгожданный триумф Давида. Дальше произошло невообразимое: мой Давид, мой царь, мой возлюбленный устроил в честь триумфа дикие пляски на площади. Это не укладывалось в моей голове, это было так неподобающе царю! Естественно, я высказала ему свой гнев этому поводу. Конечно, мало кто осмеливался бы поступить так как я. За такое дерзкое поведение я была проклята. Мое проклятие состоит в том, что у меня никогда не будет детей. Грустная, но красивая история, не правда ли?..»
Вопрос корреспондента: «Опишите одним словом отношения Мелхолы и Давида».
7. Няня в доме Давида.
«Ох, ребятки, во многих царских домах я побывала, кого я только не нянчила. Но это дом запомнился мне особо. Захочешь — не забудешь!
Появилась я в доме Давида давно. Тогда его новая жена Бат-Шева родила малыша. Красивого, здорового: загляденье, а не малыш! Какое-то время жили не нарадовались на этого мальчишку. И родители, и я — все крутилось вокруг него.
Но грозный день настал: малыш заболе. Жизнь как по капельке выходила из него, лучшие ученые и врачеватели не могли установить, что же с ним творится. Ясно было одно: беда, беда, пришла в дом Давида! Все мы это понимали…
Пока малыш болел, Давид молился денно и нощно. Даже за его здоровье стали мы побаиваться, мало ли что, может с горя и рассудком тронулся. Ох, как царь наш убивался, как просил у Б‑га за сына своего. Прошел слух, нехороший такой, но я вам расскажу, а вы сами судите. Слух бвл про то, что неправдой сделал Давид Бат‑Шеву своей женой, а ребеночек за это и расплачивается, мучается крошка за провинность отца своего.
Не помогли молитвы Давида: умер малыш. И на следующий же день вышел Давид как ни в чем не бывало. Ох, удивились же мы такой стремительной перемене. Удивились, погоревали еще какое-то время, но что делать. Через некоторое время родился еще один сынишка — Соломон. Может, кто‑то знает про него. Нет? Так узнаете еще, жизнь у вас длинная, а я устала что-то, поэтому дайте уж вы мне отдохнуть».
Вопрос корреспондента: «Почему поведение Давида так быстро переменилось? Из-за чего? Ваши варианты».
8. Древний историк.
«Сколько всего интересного происходит у нас на глазах, вы себе не представляете! А нужно лишь просто обращать внимание на то, что находится рядом и на тех, кто существует рядом с тобой.
Мне вот посчастливилось жить в Иерусалиме времени царя Давида. Словами не передать, сколько всего нового было построено! А самое главное то, что царь Давид первый решил построить единый Храм для всех евреев. К сожалению, ему самому этого сделать не удалось, но сам факт этой мысли чрезвычайно важен.
Перед Давидом, ставшим царем всего Израиля приблизительно в 1004 году до нашей эры встали те же задачи, которые в свое время стояли перед предыдущем царем Саулом, а именно: слияние воедино разрозненных израильских племен-колен и освобождение их от филистимского ига.
Еще в бытность свою в Хевроне Давид основал хорошо обученную, дисциплинированную и преданную ему армию. Ядро ее составили знаменитые «тридцать витязей» (шелошим гагиборим). Военачальниками служили в ней, главным образом, соучастники его набегов в прошлом. Из имеющихся источников трудно выяснить хронологический порядок войн Давида и процесса объединения Израиля. Лишь о походах Давида на соседние страны сохранились более или менее точные данные.
Очевидно, первые шаги Давида были направлены против филистимлян, которые, как только дошел до них слух о его вступлении на престол, поспешили начать войну. Сознавая, что воцарение Давида над всем Израилем положит конец их владычеству над южной и центральной частью страны, филистимляне предпочли немедленно атаковать первыми, не дав Давиду времени.
Особое значение имело завоевание Давидом крепости Сион, цитадели города Иерусалима. Одним из крупнейших достижений Давида была коренная реформа государственного управления: двор царя превратился в административный центр.
Давид умер в 965 году до нашей эры. Он положил начало династии дома Давидова, которая бессменно продержалась на престоле Иудеи около четырехсот лет, вплоть до разрушения Первого храма. Несмотря на критический подход древнего летописца и несмотря на открытое недовольство широких кругов народа, Давид вошел в историю, окруженный ореолом идеального царя, помазанника божьего, национального героя и псалмопевца».