Выкуп первенца, благословение детей
Выкуп первого сына матери (даже если он не первый у отца) — мицва из Торы. Выкуп совершается на 31‑й день после рождения ребенка, так как только с этого дня он считается вступившим в жизнь. В наше время выкупают серебряной монетой, но выкупить ребенка можно и другими ценными вещами.
Выкуп первенца, благословение детей
Выкуп сына-первенца (Пидьон hа-бен)
Выкуп первого сына матери (даже если он не первый у отца) — мицва из Торы. Выкуп совершается на 31‑й день после рождения ребенка, так как только с этого дня он считается вступившим в жизнь. В наше время выкупают серебряной монетой, но выкупить ребенка можно и другими ценными вещами.
Если 31‑й день приходится на субботу или на праздник, первенца выкупают лишь на исходе субботы или праздника.
Перед началом выкупа накрывают стол для трапезы, омывают руки и коэн произносит благословение над хлебом. Затем отец приносит коэну нарядно одетого ребенка и говорит: «Это мой сын, мой первенец. Он разверз чресла своей матери, и Г‑сподь, благословен он, велит выкупить его, как сказано: “А выкуп за это: в одномесячном возрасте выкупи его по оценке — пять серебряных шекелей”, и еще сказано: “Посвяти мне всякого первенца, разверзающего чресла, из сынов Израиля и из скота, мне он”. Коэн спрашивает отца: «Хочешь ты отдать мне сына твоего, первенца твоего, разверзшего чресла матери его, или хочешь ты выкупить его за пять шекелей, как обязывает Тора?» Отец отвечает: «Желаю я выкупить сына моего, и вот выкуп его, в соответствии с требованием Торы». Коэн берет выкуп и возвращает ребенка отцу. Отец в ответ на это говорит: «Благословен ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь Вселенной, освятивший нас заповедями твоими и заповедавший нам выкуп сына. Благословен ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Царь Вселенной, давший нам дожить, и просуществовать, и достичь сего дня».
После небольшой молитвы коэн кладет руку на голову младенца и благословляет его: «Да уподобит тебя Г‑сподь Эфраиму и Менаше; да благословит тебя Б‑г и сохранит тебя; да обратит Г‑сподь лик свой к тебе и помилует тебя; да обратит Б‑г лик свой к тебе и дарует тебе мир. Б‑г охранит тебя, защитит тебя десницей своей, ибо дни и годы жизни, и мир прибавятся тебе. Б‑г охранит тебя от всякого зла, охранит душу твою. Амен!“
Благословение детей (Биркат hа-баним)
Душевная и нравственная связь между отцами и детьми, на которую неоднократно указывает Тора, породила обычай благословлять детей. Этот обычай символизирует чувство благоговения, которое Тора требует от детей по отношению к родителям. Г‑сподь предоставил всем людям право, принадлежавшее коэнам и пророкам, — благословлять своих детей.
Ной благословил Шема и Яфета и проклял Хама. Праматерь наша Ривка, следуя пророческому велению, смогла сделать так, что Ицхак благословил Яакова вместо Эсава. Перед смертью Яаков благословил своих сыновей и особо выделил внуков — Эфраима и Менаше: «Тобою да будет благословлять Израиль, говоря: “Да сделает тебя Б‑г подобным Эфраиму и Менаше”» (Берешит, 48:20). Благословение это памятно до сегодняшнего дня, и им благословляют родители своих детей.
По обычаю, отец благословляет сыновей и дочерей в субботнюю ночь, после вечерней молитвы или при входе в дом. Сыновей благословляют, говоря им: «Да сделает тебя Г‑сподь подобным Эфраиму и Менаше», дочерей: «Да уподобит тебя Г‑сподь Саре, Ривке, Рахели и Лее».
По материалам сайтаwww.judaicaru.org