С. Шапиро Автопортрет: земля и люди Израиля на денежных знаках. Часть I
Станислав Шапиро, историк. С 1999 г. преподает в воскресной школе еврейской общины Великого Новгорода, читает лекции, работает с молодежью. Сфера научных интересов – история семьи и документы личного происхождения.
Станислав Шапиро, историк. С 1999 г. преподает в воскресной школе еврейской общины Великого Новгорода, читает лекции, работает с молодежью. Сфера научных интересов – история семьи и документы личного происхождения.
Станислав участвовал в фестивале «День еврейских знаний» в 2021 и 2022 годах. На фестивале в 2022 году он прочел лекцию «Быть евреем. Случай Леонарда Коэна».
Предлагаем вам познакомиться с его статьей, которая присоединяется к серии нумизматических расследований.
Теперь эта статья в нашей библиотеке
и в разделе Статьи страницы ресурсного центра в VK
Станислав Шапиро
Автопортрет: земля и люди Израиля на денежных знаках
Часть I
Ни листовка, ни календарь, ни открытка, ни почтовая марка, никогда не достигнут такого пропагандистского эффекта, как банкнота. От денег никто не отказывается, их не отправляют не глядя в корзину с мусором, напротив – купюры аккуратно рассматривают, разглаживают и сортируют. Более того, люди хотят иметь их побольше. Разных по размеру, цвету, номиналу. И так будет до тех пор, пока в ходу наличные деньги.
Поэтому государство не упускает возможности посредством денежных купюр донести свое послание для граждан. В прошлом этому служили изображения богов-покровителей, портреты правителей, затем – гербы, напоминающие о древности и могуществе династии и страны. В наши дни средства выражения послания от государства обществу могут быть различны – пафосные символы державности, исторические и политические персоналии, сцены исторически значимых событий или скромные, но милые сердцу образы, характерные представители флоры и фауны страны, памятники истории и культуры, узнаваемые пейзажи.
Внимательный и заинтересованный человек может многое увидеть и прочитать на банкнотах. Проходит время, меняется общество, развивается страна и государство и, рассматривая изображения на денежных купюрах, мы словно перелистываем страницы семейного фотоальбома с портретами одних и тех же людей. И вот что любопытно – иногда, кроме неизбежных перемен во внешности, стиле одежды и прически, мы замечаем то, что именно этот человек считал необходимым зафиксировать «для памяти» в тот или иной период жизни. Более того, если речь идет о работе мастера или художника, то мы видим, как пожелания клиента интерпретируются в соответствии с талантом, вкусом фотографа, модными трендами эпохи. Вот так и изображения на денежных банкнотах фиксируют то, чем страна является на самом деле, и то, как она желает быть увиденной со стороны, и то, как с этими желаниями справился исполнитель.
В короткой истории современного государства Израиль первые банкноты были спроектированы и напечатаны еще до провозглашения суверенитета и даже до принятия решения о названии страны. Да и сами деньги назывались по-разному: в 1948-1952 гг. – палестинский фунт, в 1952-1980 гг. – израильская лира (фунт), в 1980-1985 гг. – шекель, а с 1985 г. – новый шекель.
Молодое еврейское государство выстояло в войне с соседями, но было откровенно бедно и полностью сосредоточено на строительстве общества и страны, и, соответственно, избегало новых конфликтов. Поэтому первый выпуск банкнот Банка Израиля, начавшийся в 1955 году, украшали пейзажи и растения. Своеобразие природы страны, по своему существу идеологически нейтрально. Цветком одинаково любуется и еврейская девушка и арабский парень, да и растет он на нескольких континентах… Правда, с конкретными пейзажами, т.е. географическими ориентирами – все несколько сложнее. Как минимум, они устанавливают рубежи, границы государства.
Давайте посмотрим, как представлял себя Израиль после обретения независимости в 1950-е годы, как он хотел показать себя.
- 500 прут. Развалины старинной синагоги в деревне Барам (Верхняя Галилея), два цикламена. Цикламен был провозглашен национальным цветком Израиля, опередив всего на несколько десятков голосов анемон в опросе 2007 года. Переведем изображение – это наша земля, мы всегда жили здесь, мы вернулись…
- 1 лира. Верхняя Галилея, вид на еврейское поселение, три анемона, читаем: на нашей древней земле мы построим новую страну.
- 5 лир. Не́гев, сельскохозяйственная техника, три ириса. Пусть 60% страны – пустыня, мы распашем ее.
- 10 лир. Изреельская долина, еврейское поселение, распланированная и ухоженная территория, возделанные поля, два тюльпана.
- 50 лир. Вид дороги на Иерусалим, три цветка олеандра.
Этот выпуск банкнот еврейского государства был умерен во всех отношениях. Синагога – красивый исторический памятник, менора – старинная мозаика… Пейзажи, цветы – что может быть более успокаивающим и примиряющим? Конечно, современники могли легко опознать изображенные на втором плане поселения, именно как еврейские, потому что арабские выглядели совершенно по-иному. Но ведь это где-то там, в глубине изображения. Да и людей, которые очевидно присутствуют, рассмотреть невозможно. Важно также отметить, что на купюрах серии показаны только территории, определенные ООН для создания еврейского государства. Иерусалима среди них не было. Все чинно и благородно. Вот только на банкноте есть дорога на Иерусалим. И это самый крупный номинал, если кто-то не обратил внимание.
Следующая серия израильских банкнот была выпущена в 1959-1960 гг. Ведущий мотив остался прежним – «Altneuland», «древняя-новая земля» по определению Теодора Герцля. Однако подача идеи стала более яркой и откровенной. На аверсе – крупное, бросающееся в глаза, выполненное в стилистике плаката символическое изображение человека, представляющее идеального гражданина нового Израиля. На реверсе – древние памятники Израиля, подчеркивающие неразрывную связь созидателей новой страны с историческим и культурным наследием предков.
- 1⁄2 лиры. Аверс: девушка-солдат из Нахаль с корзиной апельсинов на фоне поля. Реверс: «Гробница Синедриона», погребальный комплекс периода Второго Храма в Иерусалиме.
Нахаль – Ноар Халуци Лохем, «Сражающаяся Пионерская Молодёжь» – формирования, в которых солдаты сочетали военную службу с сельскохозяйственными работами. С конца 1940‑х годов ребята построили более ста поселений, прикрывающих границы Израиля, и в 1982 году были переформированы в пехотную бригаду.
- 1 лира. Аверс: рыбак с принадлежностями для рыбной ловли на фоне залива. Реверс: мозаика на полу древней синагоги в деревне Исфия в районе горной гряды Кармель. Оба изображения связаны с районом Хайфы.
- 5 лир. Аверс: рабочий на фоне промышленного предприятия. Реверс: рыкающий лев на древней печати, найденной при археологических раскопках в районе Мегиддо.
- 10 лир. Аверс: ученый-химик в лаборатории. Реверс: отрывок из Книги пророка Исайи, Кумранские рукописи.
- 50 лир. Аверс: молодые пионеры-первопроходцы на фоне сельскохозяйственного поселения в Негеве. Реверс: мозаика с изображением меноры из древней синагоги в Нирим (недалеко от сектора Газа).
Несложно заметить, что выбор типажей: сельский и индустриальный труженики, ученый, солдат, очевидное любование молодостью, отражает преобладание левых идей в политике Израиля.
В связи с необходимостью иметь в обороте банкноту номиналом более 50 лир, в 1969 года была выпущена купюра достоинством 100 лир с изображением Теодора Герцля. Так было положено начало выпуску новой серии банкнот с портретами выдающихся личностей из истории еврейского народа. К 1972 году появились еще три банкноты, положив начало формированию своего рода пантеона еврейского народа нашего времени.
- 5 лир. Аверс: портрет Альберта Эйнштейна. Реверс: здание ядерного исследовательского центра «На́халь Соре́к». В 1952 году к Эйнштейну поступило предложение от тогдашнего премьер-министра Давида Бен-Гуриона стать вторым президентом Израиля, от которого учёный вежливо отказался, сославшись на отсутствие опыта и способностей к работе с людьми. Все свои письма и рукописи (в т.ч. копирайт на коммерческое использование своего образа и имени) Эйнштейн завещал Еврейскому университету в Иерусалиме.
- 10 лир. Аверс: портрет поэта Хаима Нахмана Бялика, убежденного сиониста. Поэма «Сказание о погроме» («В городе резни»), после кишинёвского погрома 1903 года, сделала его одним из наиболее известных еврейских поэтов своего времени. Реверс: дом Хаима Нахмана Бялика в Тель-Авиве.
Встань, и пройди по городу резни,
И тронь своей рукой, и закрепи во взорах
Присохший на стволах и камнях и заборах
Остылый мозг и кровь комками; то – они.
Пройди к развалинам, к зияющим проломам,
К стенам и очагам, разбитым словно громом:
Вскрывая черноту нагого кирпича,
Глубоко врылся лом крушительным тараном,
И те пробоины подобны черным ранам,
Которым нет целенья и врача.
1904 Перевод В. Жаботинского
- 50 лир. Аверс: портретХаима Вейцмана. Х. Вейцман – уроженец местечка Мотоль в Белоруссии, учёный-химик, автор работ, способствовавших производству бездымного пороха, высокооктанового бензина, искусственной резины, политик, лидер демократического крыла в сионистской организации, первый президент государства Израиль(1949–1952) и основатель исследовательскогоинститута, который теперь носит его имя. Реверс: зданиеКнессетавИерусалиме.
- 100 лир. Аверс: портретТеодора Герцля– основателя политического сионизма. Реверс: герб Израиля в окружении эмблем двенадцатиколен Израилевых.
Идея создания еврейского государства высказывалась и до Герцля, но харизматичный и темпераментный венский журналист создал и осуществил – почти полностью своими собственными силами – движение, благодаря которому, 50 лет спустя, было создано Государство Израиль. В отличие от своих предшественников, Герцль обратился к новому методу деятельности – дипломатической активности среди политиков и представителей государств с целью обеспечения их поддержки сионистской идеи и осуществления еврейского заселения Палестины. Герцль верил, что «нельзя заселять Палестину тайком, но только в открытую и с соответствующими гарантиями, согласно международному праву».
В рамках своей политической деятельности Герцль встречался, в частности, с турецким султаном, с итальянским королем, с Папой Римским и с германским императором.
Из книги Т. Герцля «Еврейское государство»: «Я верю, что поколение прекрасных евреев вырастет из земли. Маккавеи воскреснут!.. Евреи желают и создадут свое государство. Мы должны, в конце концов, жить свободными людьми на нашей родине И то, что мы сделаем там только для нашего процветания – осчастливит и обогатит всех людей в мире».
- 1000 шекелей. Моше бен Маймон Аверс: портрет Рамбама на фоне его рукописи Мишне Тора. Реверс: стилизованный вид города Тверии, где похоронен Рамбам и древняя менора, вырезанная на камне.
Моше бен Маймон, Рамбам, Маймонид – раввин, философ, врач, автор подробного свода еврейских законов «Мишне Тора» («Повторение Закона») и «Путеводителя растерянных», трактата, разбирающего главную проблему средневековой философии – может ли вера в Бога быть разумной, рациональной. Версия Рамбама – может.
Теперь эта статья в нашей библиотеке
и в разделе Статьи страницы ресурсного центра в VK