Авраам Ицхак Кук «Три молитвы, три праотца»
Согласно Талмуду (Брахот, 26), наши праотцы установили три ежедневных молитвы: Авраам — утреннюю молитву шахарит, Ицхак — послеполуденную молитву минха, Яаков — вечернюю молитву Маарив.
Авраам Ицхак Кук «Три молитвы, три праотца»
Согласно Талмуду (Брахот, 26), наши праотцы установили три ежедневных молитвы: Авраам — утреннюю молитву шахарит, Ицхак — послеполуденную молитву минха, Яаков — вечернюю молитву Маарив.
Какова связь между тремя молитвами и их учредителями? Каждая из этих трёх молитв имеет свою сущность. Эта сущность соответствует характеру того периода дня, когда данная молитва произносится, и проникнута духом того из праведных праотцев, который ее установил.
Утреннее предстояние
Авраам, первый еврей, установил и первую ежедневную молитву. Он молился на рассвете, стоя перед Всевышним: «И встал Авраам рано утром, и пошел к месту, где он стоял перед Г‑сподом» (Берейшит, 19:27). Почему Тора особо упоминает, что Авраам молился стоя? Это указывает на то, что функция утренней молитвы — создать духовную устойчивость внутри себя. Нам необходима внутренняя система укреплений, столбов, чтобы поддерживать тот этический уровень, за сохранение которого мы боремся. Постоянное давление, конфликты в нашей повседневной жизни незаметно подтачивают духовный фундамент. Нейтрализовать это негативное воздействие помогает молитва, которая сохраняет в нашем сердце освященные мысли и возвышенные образы. Произнося утреннюю молитву, мы защищаемся с ее помощью от соблазнов и искушений, постоянно окружающих нас.
Функция молитвы, заключенная в том, чтобы обеспечить душе человека прочный этический фундамент, отражена в слове Амида — «молитва стоя». Закономерно, что именно Авраам, успешно выстоявший в десяти испытаниях и победивший всех, кто старался остановить его на пути истины, считается автором идеи утреннего «предстояния» перед Творцом…
Послеполуденное цветение
Вторую молитву, установленную Ицхаком, произносят после полудня. Предвечерние часы — это время, когда большинство рутинных повседневных дел завершено, и мы, наконец, можем отрешиться от всего, что отвлекало нас. Душа готова отпустить на волю свою настоящую сущность, почувствовать святость, любвь к Б-гу и страх перед ним.
Тора характеризует послеполуденную молитву Ицхака словом сиха (размышление): «И вышел Ицхак под вечер помолиться в поле, и, взглянув, увидел – вот, идут верблюды» (Берейшит, 24:64). Слово сиха является однокоренным со словом сихим — «кусты, растительность». Так оно выражает реализацию природной жизненной силы. Это подходящая метафора для послеполуденной молитвы, когда для души естественно расти и процветать.
Почему именно Ицхак установил молитву Минха? Ицхак олицетворяет меру правосудия (мидат hа‑дин), поэтому он установил именно ту молитву, которая является естественной потребностью души в наиболее подходящее для нее время.
Вечернее откровение
Чем особенна вечерняя молитва Маарив? Покинув дом своих родителей, Яаков остановился в Бейт‑Эль. Там ему приснилась лестница, по которой поднимаются и спускаются ангелы. В том же сновидении он услышал обещания Всевышнего. На следующее утро Яаков пробудился в ужасе: он даже не догадывался о святости того места, где спал. «И повстречалось ему одно место, и переночевал он там, потому что зашло солнце…» (Берейшит, 28:11).
Случайная встреча, то есть духовный опыт за пределами того уровня, к которому душа привыкла, — это сущность вечерней молитвы. Ночь — время одиночества и тишины. В это время человеческая душа способна на необычайные взлеты и откровения, включая пророчество и близкие к нему состояния.
В отличие от утренней и дневной молитв, вечерняя молитва не является обязательной, но это вовсе не значит, что она не важна.
Напротив, цель вечерней молитвы — приобретение нового духовного опыта. Эта молитва так возвышена, что ее нельзя читать механически, раз за разом. Она должна спонтанно литься из сердца. Добровольный характер вечерней молитвы отражает ее суть — внезапное откровение, снизошедшее на Яакова в ту ночь в Бейт‑Эль…
По материалам сайтаwww.judaicaru.org