Молитва
Молитва является основой богослужения, наши мудрецы говорят: «И служить ему всем сердцем вашим» А что такое служение сердцем, как не молитва? Она приносит душевный подъем, приближает душу к ее создателю, побуждает человека уйти от зла и приблизиться к добру. В молитве еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: «Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание». Молитва пробуждает в еврее надежду, что его мольба будет услышана, и «не оставит Г‑сподь народ свой и удел свой не покинет».
Молитва
Тфила (молитва)
Молитва является основой богослужения, наши мудрецы говорят: «И служить ему всем сердцем вашим» А что такое служение сердцем, как не молитва? Она приносит душевный подъем, приближает душу к ее создателю, побуждает человека уйти от зла и приблизиться к добру. В молитве еврей выражает свою скорбь и жалобы на преследования и гонения: «Воззри с небес и увидишь, как мы стали посмешищем и позором между народами, уподобились овцам, которых ведут на заклание». Молитва пробуждает в еврее надежду, что его мольба будет услышана, и «не оставит Г‑сподь народ свой и удел свой не покинет».
Согласно еврейской вере, молящийся не нуждается в посреднике между ним и Б‑гом: «Смотри, как высоко он стоит в мире своем, но человек входит в синагогу и молится шепотом, а Г‑сподь слышит его молитву». Сказано: «А Хана говорит в сердце своем, только уста ее шевелились, и не было слышно голоса ее» (Шмуэль, 1:13), но Г‑сподь внял ее молитве.
Сохранились очень древние молитвы, такие как молитва Ханы, молитва Шломо, также вся книга Псалмов является сборником молитв. В эпоху Храма священники читали «Шма», молитву «Шмонэ-Эсрэ», «Благословения коэнов» и другие. Со временем они перешли в синагоги и стали, вместе с чтением Торы, основной частью богослужения.
В древности молитвы подразделялись на три основных вида: принятие власти Царства небесного, общественные молитвы и мольбы — личные просьбы.
Принятие власти Царства небесного
Молитва «Шма» состоит из отрывков, взятых из нескольких глав Торы. В наши дни принято читать следующие три фрагмента: «Шма» (Дварим, 6:4‑9), «Вэая им шамоа» (Дварим, 11:13‑21) и «Вайомер» (Бемидбар, 15:37‑41). Все три части вместе называются «Шма», по словам первого ее стиха «Шма Исраэль» — «Слушай, Израиль». Эта молитва превратилась в девиз национального единства, с ней на устах шли на смерть еврейские мученики во все времена.
В общественной молитве (или «Шмонэ‑эсрэ» — «Восемнадцать благословений») общество просит даровать благословение и избавление стране и народу. Хазан произносит молитву вслух, а присутствующие говорят «Амен» после каждого благословения. К молитве «Шмонэ‑эсрэ» были добавлены «Благословения коэнов» и «Кдуша». Вначале коэны благословляли народ только в Храме, но со временем обряд этот перешел в синагоги, и соответствующая молитва стала произносится ежедневно перед последним благословением из «Шмонэ‑эсрэ». Позднее хазал постановили произносить «Благословения коэнов» в диаспоре только по праздникам, а в Эрец‑Исраэль, по обычаю, коэны благословляют ежедневно.
«Кдуша» состоит из нескольких стихов, взятых из книги Исайи.
Тхануним (мольбы)
После молитвы священников в Храме народ падал ниц, и каждый произносил свои личные мольбы. Впоследствии и этот обычай перешел в синагоги. Содержание мольбы не было строго регламентировано, и каждый молился по-своему.
С разрушением Храма молитва стала основой богослужения и заменила жертвоприношения. Это событие получило отражение в словах пророка Ошеа: «Принесем жертвы устами нашими», хотя мудрецы подчеркивали, что только добрые деяния способны заменить жертвоприношения в Храме. Синагога стала рассматриваться как «малый храм», которая должна была занять место разрушенного Храма. Поэтому молитвы в синагоге были назначены на те же часы, в которые ранее проводились жертвоприношения.
Молитвы как и галахот, передавались устно, поэтому каждый хазан мог менять их текст по своему желанию, пока рабби Гамлиэль не утвердил официальный текст молитвы «Шмонэ‑эсрэ». Он постановил, что вначале собравшиеся произносят ее шепотом, а затем хазан повторяет текст вслух. Он также постановил произносить эту молтву и вечером.
Наши мудрецы рекомендуют: молитесь в синагоге. Если нет такой возможности, молитесь в поле. Если нет такой возможности — молитесь дома. Если нет возможности молиться дома открыто — молись в постели. Если нельзя и этого — молись мысленно в сердце своем.
Шахарит (утренняя молитва)
Утреннюю молитву можно читать с восхода солнца и до истечения первой трети дня (четыре часа после восхода солнца). Согласно Агаде, праотец Авраам установил утреннюю молитву: «И поднялся Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Г‑сподом» (Берешит, 19:27).
Шахарит (утренняя молитва) делится на пять частей, самые древние и важные из них: «Шма» и «Шмонэ‑эсрэ». В молитве «Шма» заключены основные принципы иудаизма: единство Г‑спода, любовь к Г‑споду, награда за соблюдение заповедей и возмездие за их нарушение. Молитва «Шмонэ‑эсрэ» начинается с прославления Г‑спода, затем в ней следуют мольбы об удовлетворении жизненных и национальных нужд и духовных потребностей человека и народа, а завершается она выражением благодарности Г‑споду.
Хоть Г‑сподь знает о наших нуждах и без мольбы к нему, ежедневная молитва — наша обязанность перед Б‑гом. Она возвышает человека и приближает его к Творцу, раскрывая перед Отцом небесным то, что на душе и на сердце.
Минха
Минха — одна из трех молитв, которые еврей произносит ежедневно. Согласно традиции, ее установил праотец Ицхак. Эту молитву произносят перед заходом солнца до наступления темноты: согласно Талмуду день делится на двенадцать равных часов, и минха начинается через девять с половиной часов после восхода солнца.
Во время минха произносят молитву «Шмонэ‑эсрэ», как и во время утренней и вечерней молитвы. Перед «Шмонэ‑эсрэ» произносят молитву «Ашрей», а в конце «Алейну».
Маарив
Маарив — вечерняя молитва, третья по счету после Шахарит и Минха. Многие источники указывают на то, что еще в древности молились три раза в день. Позднее было установлено также и время молитв в соответствии со временем жертвоприношений в Храме: Шахарит заменила утренней жертве, Минха — послеполуденной, а Маарив — ночному воскурению.
Изначально Маарив не был обязательной молитвой, однако позже рабби Гамлиэль II из Явне постановил, что Маарив является обязательной, и каждый обязан читать ее в синагоге. Некоторые мудрецы воспротивились этому постановлению, ведь опасно было ходить ночью в одиночку (синагоги в те времена находились вне города), но мнение рабби Гамлиэля возобладало. Но споры о том, является ли Маарив обязательной молитвой, не прекращались, и в итоге было установлено, что чтение вечерней молитвы не является обязательным.
Миньян
Миньян — группа из десяти евреев в возрасте от тринадцати лет и старше. Это необходимый кворум для общественной молитвы или совершения других религиозных обрядов.
По материалам сайтаwww.judaicaru.org